Электронное кино развивается
В производстве фильмов на всех
крупных киносту диях мира
электронное кино уже закрепилось, и
объемы его производства постоянно
нарастают. Лидируют США, далее
следуют Япония, Китай, Бразилия,
Англия. Свыше 2 тыс. комплектов
оборудования для съемки фильмов по
цифровой технологии фирм Sony, Panasonic,
Thomson уже находятся в эксплуатации
на всех континентах. Экономическая
и технологическая
целесообразность электронного
кинематографа уже ни у кого не
вызывает сомнений, хотя шедевры
кинематографа по-прежнему
снимаются на кинопленке. По мнению
специалистов Голливуда, который
является лидером цифрового
кинопроизводства, окончательная
замена традиционного
кинематографа произойдет при
выпуске нового поколения
оборудования с разрешением 4К, что
прогнозируется через 5 лет. Сейчас
при съемке фильмов преобладает
кинопленочная технология, а также
используются гибридная и цифровая.
Объем электронного
кинопроизводства нарастает со
скоростью 10–15% в год. Возможен
прогресс и в производстве новых
кинопленок, но это уже не внесет
существенных корректив. Прогресс и
накопление опыта в сфере
электронного кино идут непрерывно
и будут нарастать.
Переломным ожидается 2007 год, когда
электронное кинопроизводство
превысит объем пленочного
кинематографа. Если брать в
качестве примера фотографию, то
внедрение цифровой фотографии
опередило даже самые смелые
прогнозы.
Электронное кино получило
признание и на Каннском
кинофестивале 2002 г., где впервые
был оборудован видеопроекцией
специальный зал, и фильмы,
сделанные по цифровой технологии,
демонстрировались с цифровых
носителей. Поскольку этот
кинофестиваль задает тон во всем
мире, то на всех остальных мировых
кинофорумах электронное кино
станет нормой.
Многие специалисты полагали, что в
таких кинозрелищах как IMAX
кинопленка останется на
значительное время, но это не так.
Для этой системы уже начали снимать
кинофильмы с использованием
цифровых технологий. С учетом
перспективного развития, IMAX купил
фирму Digital Projection для замены
пленочной проекции на
видеопроекцию.
Электронное кино развивается и в
России, но мы не в первых рядах.
Нужны крупные инвестиции,
государственная поддержка, и здесь
возникает много проблем. Будем как
всегда нагонять.
Значительного прогресса добились
фирмы, производящие оборудование
для перевода киноизображения с
кинопленки на цифровой носитель.
Среди них лидирует английская
фирма Cintel. Уже появилось III
поколение аппаратуры с разрешением
4К. В результате перевод фильмов в
электронную версию осуществляется
с высоким качеством и без заметных
на глаз потерь. Последнее
оборудование демонстрировалось на
IBC2002 в Амстердаме, и если раньше
были заметны потери контраста, то
сейчас эта проблема решена.
Существенный прогресс достигнут и
в системах перевода изображения с
цифрового носителя на кинопленку.
Лидерами являются фирмы Celco (США) и
ARRI (Германия). Эти разработки
открывают возможность широкого
использования гибридных
технологий, когда одна часть фильма
снимается на кинопленку, другая —
на видеоленту, и готовый фильм
представляется на кинопленке и
цифровом носителе, а количество
фильмокопий определяется
потребностями рынка в той или иной
версии.
В электронном кинопроизводстве
возрастает значение
цветокоррекции, которая
выполняется в процессе монтажа или
при переводе с одного носителя на
другой.
Лед тронулся и в системе
кинопроката — самом
консервативном звене
кинематографа. Возвращаясь к IBC2002,
где работал зал электронного кино
вместимостью 1700 мест с экраном
шириной 12 м и соотношением сторон
16:9, отметим, что его посетили 40 тыс.
зрителей. Демонстрация шла с
видеопроектора JVC QX-1 D-ILA с
разрешением 2048х1536, световой поток
проектора составил 7000 лм (возможно,
использовались два
синхронизированных проектора).
Яркость экрана на всех зрительских
местах была достаточной. Следует
подчеркнуть высокое качество
звукового сопровождения, которое
инсталлировала знаменитая
английская бригада Терри Нельсона.
Международные технические
организации рекомендовали для
коммерческого использования
электронные кинотеатры по
стандарту 1080/24/1:1. По данным SMPTE и
IBC2002, в настоящее время в мире
работают несколько сотен
электронных кинотеатров. Лидируют
США, где эксплуатируется 124
коммерческих электронных
кинотеатра. В этой стране
организована ассоциация
владельцев электронных
кинотеатров, которая выступила с
инициативой поднять цену в
электронных кинотеатрах на 15% по
сравнению с обычными, мотивируя,
что для обслуживания аппаратуры
нужен специалист более высокого
уровня, чем киномеханик.
Более быстрые темпы
распространения цифровых
кинотеатров возможны в трех
случаях.
Первое. Когда
будет внедрена система спутниковой
передачи фильмов непосредственно
из киностудий в кинотеатры,
конкуренция между кинотеатрами
обострится. Электронные кинотеатры
станут получать фильмы на 2–3
недели раньше, чем обычные
кинотеатры, и это создаст им
существенные преимущества. В них
будет больше зрителей.
Демонстрация фильма сможет
начаться в любом кинотеатре мира в
течение 5 мин после завершения
работы над ним. Для этого нужно
иметь антенну, сервер и
видеопроектор. Такую систему
создает фирма Boeing Digital Cinema (BDC),
ежегодно инвестируя в нее 2,5 млрд
долл. На первом этапе она охватит
США, на втором — весь мир.
Предполагается использовать ее и в
самолетах, оборудованных системой
электронного кинопоказа. Система
охватит все континенты, вписываясь
в программу глобализации. Кроме
фильмов по ней могут передаваться
информация правительства США,
спортивные соревнования,
рок-концерты, мюзиклы Бродвея,
реклама, всемирные новости,
биржевая информация и т.п.
Второе. Когда
электронный кинематограф будет
иметь разрешение 4К, качество
электронного кинопоказа станет
более высокого уровня, чем в
обычных кинотеатрах, но это
произойдет после 2007 г.
Третье. Когда
оборудование для электронного кино
будет дешевле, чем для пленочного
кинематографа.
Замена обычных кинотеатров
электронными не может произойти
быстро, учитывая колоссальные
масштабы киносети в России и других
странах мира. Но можно
прогнозировать, что через 10 лет
количество электронных
кинотеатров в развитых странах
будет преобладать над пленочными.
На эти процессы, конечно, повлияют
негативные тенденции в мировой
экономике, но технический прогресс
непрерывно продолжится во всем
мире.
Электронный кинематограф должен
стать частью программы
«Электронная Россия», а
подпрограмма «Электронное кино» —
важным направлением деятельности
Министерства культуры РФ.
Разработку и координацию этой
подпрограммы целесообразно было бы
возложить на НИКФИ.
В.В. МАКАРЦЕВ