Хлебородов
В.А.
Выставка IBC2002: видеокамеры и
телекинодатчики для ТВ стандартной
и высокой четкости
Ведущие фирмы в
области камеростроения свои
основные достижения представили на
выставке NAB2002 (см. ТКТ №№ 6 и 7, 2002),
поэтому в Амстердаме
демонстрировалось относительно
мало новинок.
Ikegami Electronics (Europe) GmbH
(Германия) показала новую дисковую
двухформатную видеокамеру (ВК)
(образец) DNS-301W (рис. 1) серии Editcam,
которая разработана по просьбе
клиентов фирмы. Если известная
видеокамера DNS-201W (см. ТКТ № 7, 2001,
с. 6) способна записывать с
использованием до восьми
алгоритмов цифрового сжатия, то в
новом изделии сжатие видеосигналов
осуществляется только по стандарту
DVCPRO (D-7), причем на ленту
записываются данные формата QuickTime.
Благодаря этому можно пользоваться
напрямую такими популярными
системами нелинейного монтажа, как
FinalCutPro (Apple Computer, Inc.) и Premier (Adobe Systems,
Inc.), а также просматривать материал
с помощью компьютеров, снабженных
ПО QuickTime Player. Компактная
(84,4х130,2х23,8 мм) дисковая упаковка
FieldPak2 емкостью 20 Гбайт, имеющая
пыленепроницаемую и
противовибрационную конструкцию,
обеспечивает полуторачасовую
запись.
Рис. 1. Дисковая видеокамера DNS-301W Ikegami |
Дисковая упаковка стоит дороже видеокассеты, она допускает несколько сотен перезаписей и поэтому более выгодна при длительной эксплуатации. Предусмотрено три режима записи: периодическая (Time Lapse recording), незаменимая при съемке медленно изменяющихся сюжетов (расцветающие цветы, плывущие облака и пр.); циклическая (RetroLoop recording) в течение трех минут с использованием твердотельной памяти в дисковой упаковке, компенсирующая «зевки» телеоператора; однокадровая (Single Frame recording); произвольная (Intelligent recording), позволяющая начать запись в любой момент времени, даже в режиме воспроизведения. Через встроенный интерфейс IEEE 1394 видеокамеру DNS-301W можно подключить к видеомагнитофону стандарта DV для параллельной записи на видеоленту или к сети. В камерной секции ВК применена триада |
AIT-матриц (Advanced Interline Transfer —
улучшенный строчный перенос)
формата17 мм c уровнем вертикальной
тянучки –135 дБ. Аналоговые сигналы
матриц преобразуются с
разрядностью 12 бит, 38-бит ЦОС
осуществляет СБИС, изготовленная
по 0,18-мкм технологии. DNS-301W
компактнее, менее энергоемкая и
вдвое дешевле DNS-201W.
Многие ожидают, что в портативных
видеокамерах кассеты и дисковые
упаковки скоро будут заменены
«вечными» DVD-дисками. Но даже самые
«продвинутые» оптические диски
Blue-ray («голубой луч») имеют
невысокую скорость переноса данных
(36 Мбит/с) и ограниченную емкость
(27 Гбайт), и поэтому не позволяют
создать аппаратуру DVCPRO 50 или D-10 (IMX)
с потоком 50 Мбит/с. Напротив,
современные 20-Гбайт дисководы на
51-мм дисках обеспечивают скорость
переноса данных свыше 100 Мбит/с.
Три бытовые DVD-видеокамеры,
экспонированные на совместном
стенде Hitachi Denshi (Europe) GmbH (Германия)
и Hitachi Denshi (UK) Ltd.
(Великобритания), дают
представление о современных
возможностях оптической
видеозаписи. Типичный пример —
модель DZ-MV230E (рис. 2), рассчитанная
на 8-см диски DVD-RAM и DVD-R. Запись по
стандарту MPEG-2 на двусторонние
диски DVD-RAM, требующие переворота,
может проводиться как с
фиксированным, так и с переменным
цифровым потоком (Constant Bit Rate и Variable
Bit Rate).
Предусмотрено три режима записи движущихся изображений: VBR/Extra-Fine Quality (704х576 отсчетов, 2х18 мин; фактическая продолжительность записи зависит от интенсивности движения), CBR/Fine Quality (704х576 отсчетов, 2х30 мин) и СBR/Standard Quality (352х576 отсчетов, 2х60 мин); 2х999 неподвижных видеокадров записываются по стандарту JPEG с разрешением 1280х960 отсчетов; при использовании односторонних дисков DVD-R предусмотрено только два режима записи: CBR/Fine Quality (704х576 отсчетов, 30 мин) и СBR/Standard Quality (352х576 отсчетов, 60 мин). В камерной секции DZ-MV230E применены три 6-мм матрицы, каждая из которых содержит 1,1 млн элементов (при съемке движущихся изображений используются только 880 тыс. элементов). Минимальное значение освещенности 0,5 лк (в режиме низкой | Рис. 2. Дисковая видеокамера DZ-MV230E Hitachi |
освещенности). 12-кратный
широкоугольный асферический
вариообъектив с многослойным
просветлением снабжен
стабилизатором изображения.
Оптическое масштабирование
дополняется 240-кратным цифровым.
Предусмотрены автоматическая и
фиксированная регулировка баланса
белого, автоматическая ручная и
макроавтоматическая (Auto Macro)
фокусировка, автоматическая
регулировка диафрагмы и
автоматическая экспозиция для ряда
сюжетов и условий видеосъемки
(спорт, портрет, прожектор,
песок/снег, низкая освещенность).
64-мм экран поворотного цветного
TFT-видеомонитора имеет 200 тыс.
элементов. ВК DZ-MV230E снабжена
черно-белым видоискателем. Более
дорогая модель DZ-MV270E отличается от
DZ-MV230E только тем, что в нем
предусмотрены цветной
видоискатель, TFT-видеомонитор с 89-мм
экраном и вход сигналов
изображения и звука. Упрощенная
модель DZ-MV200E записывает движущиеся
изображения в режимах CBR/Fine Quality
(704х480 отсчетов, 2х30 мин) и СBR/Standard
Quality (352х480 отсчетов, 2х60 мин); 2х999
неподвижных видеокадров
записываются по стандарту JPEG с
разрешением 1024х768 отсчетов. Все три
модели подключаются к ПК через USB
(Universal Serial Bus — универсальная
последовательная шина).
Плечевая ВК нового поколения
(образец) GY-DV5000E (рис. 3,а) стандарта DV
(ПАЛ), представленная на стенде JVC
Professional Products (UK) Limited
(Великобритания), в большей степени
отвечает высоким требованиям
вещательных организаций, чем ее
популярная предшественница — GY-DV500
(не включена в каталог 2000 г.). Кроме
того, в ней реализована функция
видеостриминга, впервые введенная
в модели GY-DV300 Streamcoder.
а) б) Рис. 3. Кассетная
видеокамера GY-DV5000E JVC: |
«Изюминкой»
GY-5000E является лентопротяжный
механизм (ЛПМ), снабженный
подкассетным
электродвигателем и
улучшенной системой
авторегулировки, рассчитанной
на два значения натяжения
ленты. Новый механизм
позволяет пользоваться
кассетами Standard DV (LA-DV276PRO, 276 мин)
и MiniDV (M-DV63, 63 мин) без
механического адаптера,
обеспечивает стабильную
транспортировку ленты и
надежную работу в
горизонтальном и вертикальном
положениях. Визуальный поиск
сюжетов и ускоренная перемотка
в обоих направлениях могут
производиться при 100-кратной
скорости. Встроенное
активное/механическое
устройство очистки ленты
задействуется при загрузке
кассеты или смене режима
работы. Каждая из трех IT-матриц 13-мм формата имеет 470 тыс. элементов (из них 440 тыс. рабочих). Выходные сигналы матриц преобразуются с помощью новых 12-бит АЦП. Новые матрицы и новый 12-бит ЦОС-процессор с алгоритмом параллельной обработки обеспечивают высокие разрешающую способность (800 твл), чувствительность (2000 лк при F13,0) и отношение С-Ш (60 дБ). Вертикальная тянучка, возникающая при съемке ярко освещенных объектов на темном фоне, практически отсутствует. В режиме LOLUX (низкая освещенность) высококачественная съемка возможна при освещенности 0,4 лк (F1.4, +36 дБ) при незначительном повышении уровня шума. Высокая точность аппроксимации логарифмической характеристики гамма-коррекции обеспечивает широкий динамический диапазон (400%), поэтому на затемненных и ярких участках детали изображения хорошо прорабатываются. Full Auto Shooting (полностью автоматическая съемка) — одна из функций, позволяющих считать GY-5000E профессиональной ВК. |
В этом режиме оператор должен
только выбрать масштабирование,
сфокусировать изображение и нажать
кнопку записи. Остальные операции
выполняются автоматически
согласно диаграмме рабочих
значений освещенности (рис. 3,б). В
диапазоне 3–24 лк функционирует
система ALC (Automatic Video Level Control —
автоматическая регулировка уровня
видеосигнала). Затем включается
система Automatic Iris (автоматическая
регулировка диафрагмы), а после
превышения значения 2000 лк —
система EEL (Extended Electronic Iris —
комплексная электронная
регулировка диафрагмы), которая
изменяет усиление и скорость
срабатывания электронного затвора,
а также реализует функцию FAW (Full Auto
White — адаптивный автобаланс
белого), адаптивную к изменению
цветовой температуры. Таким
образом, не регулируя коэффициент
усиления, диафрагму, баланс белого
и не меняя нейтрально-серый
светофильтр, можно вести
непрерывную видеосъемку в темноте,
на свету, в помещении или на улице.
Предусмотрен ряд
«профессиональных» функций, таких
как усиление ослабленных деталей,
обнаружение деталей телесного
цвета (Skin Tone Detection),
растяжение/подмятие черного (Black
Stretch/Compress) и пр. Эффективная
шестивекторная цветокоррекция
позволяет компенсировать цветовые
искажения, вызванные оптикой.
Предусмотрено четыре
предустановки цветовой матрицы:
«стандарт», «кинематограф»,
«теплые тона» и «выключено».
Электронный затвор имеет несколько
значений частоты срабатывания:
стандартное 50 Гц, фиксированное 6,75;
12,5; 25, 120, 250, 500, 1000, 2000, 4000 или 10000 Гц,
переменное от 50,1 до 2067,8 Гц.
Цветной TFT-видеомонитор с 64-мм
экраном, имеющим 200 тыс. элементов,
позволяет наблюдать записываемое
или воспроизводимое изображение с
разрешением 440 твл. Положение
черно-белого видоискателя на 13-мм
кинескопе легко изменяется.
Немаловажно отметить возможность
применения широко
распространенных объективов со
штыковой оправой 13-мм формата.
Между корпусом ВК и упаковкой
питания можно установить сетевой
адаптер KA-DV5000U, который
подключается к ПК с помощью
локальной сети (проводной или
беспроводной). Сформированные
сигналы изображения и звука,
кодированные по стандарту MPEG-4,
передаются в виде файлов с потоком
от 32 до 512 кбит/с, задаваемым в
соответствии с пропускной
способностью сети.
Габариты GY-5000E (и GY-5001E, имеющей
DV-вход) 364х249х121 мм, масса 5,5 кг с
учетом видоискателя,
аккумуляторной батареи, микрофона
и видеокассеты. Напряжение питания
10,5–17 В, потребляемая мощность 20 Вт
(режим записи). Диапазоны рабочих
температур и относительной
влажности 0–40 °С и 30–80%
соответственно. Ожидаемая цена
новой ВКМ — 6995 евро.
Экспозиция Sony Broadcast & Professional
Europe (Великобритания) в
Амстердаме изумляла посетителей
своим необычным видом и
малочисленностью представленной
аппаратуры. Как пояснили на
пресс-конференции руководители
фирмы, их целью было вступить в
открытый диалог с вещательными
организациями и другими
пользователями, которые хотели бы
получить помощь в решении своих
проблем. Тем не менее один экспонат
вызывал очень большой интерес. Речь
идет о модели HDW-750P (рис. 4), которая
способна работать как по
прогрессивному стандарту 1080/25p,
ориентированному на
фильмопроизводство, так и по
стандарту 1080/50i. Это дает основание
назвать новое изделие
киновидеокамерой (КВК), специально
разработанной для Европы («Europe only»).
Напомним, что в Лас-Вегасе Sony
экспонировала ВК HDW-750CE, действующую
только по чересстрочному стандарту
1080/50i. Поскольку базовые узлы,
включая блок FIT-матриц 17-мм формата
с 2,2 млн элементов в каждой, и
характеристики HDW-750P и HDW-750CE в
основном совпадают, целесообразно
привести только уточненные или
дополнительные сведения, не
отраженные в обзоре выставки NAB2002
(см. ТКТ № 7, 2002, с. 4). Так, для КВК
нормируется вдвое меньшее значение
минимальной освещенности 0,15 лк (F1,4
при «турбоусилении» +42 дБ).
Приведено значение вертикальной
четкости 1000 твл, исправлено
значение частоты, на которой
глубина модуляции составляет 45±5%
(27,5 вместо 5 МГц). Функция EZ focus
(удобная фокусировка)
предусматривает выбор оптимальной
экспозиции с помощью электронного
затвора при полностью открытой
диафрагме. Через 10 с или при
повторном нажатии соответствующей
кнопки диафрагма и затвор
возвращаются в прежнее положение.
Функция Y Black gamma позволяет
«вытянуть» детали на темных
участках изображения и при этом
сохранить «черноту» и цветность
этих участков.
Рис. 4. Кассетная видеокамера HDW-750P Sony
Основные характеристики
записывающей секции КВК отвечают
требованиям стандарта HDCAM (см. ТКТ
№ 8, 2000, с. 3), однако скорость ленты,
зависящая от конструкции ЛПМ,
несколько повышена и составляет
80,6 мм/с. Напомним, что на ленту
записываются 10-бит сигнал Y (74,25 МГц)
и мультиплексированные 10-бит
сигналы Pr/Pb (37,125 МГц), подвергнутые
8-бит сжатию. Коэффициент
внутрикадрового ДКП-сжатия
составляет приблизительно 7.
Применено адаптивное трехмерное
маскирование ошибок. Плата
твердотельного кэш-буфера HKDW-703/1,
поставляемая отдельно, позволяет
хранить 8-секундный фрагмент
сигналов изображения и звука. После
нажатия кнопки записи содержимое
буфера переписывется на ленту.
Кэш-буфер используется также для
периодической и анимационной
записи. В ручном режиме при каждом
нажатии кнопки записи записывается
от одного до восьми кадров. В
автоматическом режиме достаточно
задать общую продолжительность
записи (например, 10 мин) и
продолжительность записи с
нормальной скоростью ленты
(например, 10 с). Частота
периодической записи кадров
вычисляется автоматически, причем
все это происходит с
использованием буфера. Когда буфер
полностью заполняется, его
содержимое переписывается на
ленту. Благодаря такому решению
радикально уменьшается износ ЛПМ.
Как показали исследования Отдела
развития программного
производства Би-би-си,
использование существующего
оборудования ТВЧ вместо аппаратуры
Super 16mm может обеспечить снижение
суммарных расходов на создание
теледрамы (прокат камер,
приобретение видеокассет,
подготовительный видеомонтаж по
копиям и компоновка программы) на
25–28%. Известный российский
режиссер Александр Сокуров снял
картину «Русский ковчег»,
пользуясь аппаратурой Sony стандарта
25p (рис. 5).
Рис. 5. Картина «Русский ковчег» снималась видеокамерой HDW-750Р
Знаменитая КВК HDW-F900 CineAlta тоже
была модифицирована. Применив
новый способ управления
ПЗС-матрицами, Sony повысила порог
световой перегрузки на целое
деление кольца диафрагмы. Это
большое достижение, поскольку
никакой обработкой матричных
сигналов такого результата не
добиться. Улучшение HDW-F900 обойдется
пользователям в 4–5 тыс. долл.
В Амстердаме новые телекамеры
вещательного качества не
выставлялись.
В секторе телекинодатчиков (ТКД)
было представлено только два новых
экспоната. Optronik GmbH и The Institute of
Space Sensor Technology and Planetary Exploration (WP)
при Германском аэрокосмическом
центре (DLR) создали
специализированный ТКД высокого
разрешения FilmReader (рис. 6,а), в состав
которого входят стойка ЛПМ с блоком
считывания (100 кг), управляющий ПК
(18 кг) и дисковый накопитель
большой емкости (60 кг). Рис. 6,б
иллюстрирует схему
транспортировки фильма с
постоянной скоростью и основные
узлы блока считывания. Как
показывает рисунок, световой поток
белого цвета, излучаемый
кварцево-галогенной лампой (HQI),
окрашивается красным (650±15 нм),
зеленым (550±15 нм) и синим (450±15 нм)
светофильтрами, находящимися в
кадровом окне ЛПМ; светофильтр для
длинноволновой ИК-области
(750–1600 нм) — первый по ходу
движения фильма — служит для
обнаружения механических дефектов
кинопленки (например, царапин). Две
оптические системы (фокусное
расстояние 75 мм, разрешение 100 пар
лин./мм при глубине модуляции 10% и
F4.0) фокусируют сформированные
потоки на четыре однострочные
ПЗС-матрицы с 5000 элементами в
каждой. Электронный блок усиливает
сигналы, вырабатываемые матрицами,
и направляет их к ПК по оптическому
кабелю длиной до 400 м.
Дисковый накопитель имеет четыре
секции, содержащих от 3 до 15
дисководов. В стандартной
комплектации используется 12
дисководов по 36 Гбайт каждый (всего
432 Гбайт). Секции накопителя
подключаются через
дифференциальные интерфейсы SCSI 160
к четырем центральным процессорам
ПК, каждый из которых снабжен
платой однокадровой записи (frame
grabber). Обработке подвергаются 16-бит
RGB-файлы формата TIF.
а) б)
Рис. 6.
Специализированный ТКД FilmReader Optronik
и DLR-WP:
а — общий вид; б — схема
транспортировки фильма;
Возможны два вида считывания
фильма. Архивное считывание (Archive Film
Scan) предусматривает считывание
кинокадра по всей его ширине, что
позволяет изготовить точную
цифровую копию фильма с учетом
звуковой дорожки, временного
кинокода и другой вспомогательной
информации. Улучшенное считывание
(High Performance Film Scan) предусматривает
считывание только центральной
части кинокадра, содержащей
собственное изображение. Конечно,
считывание можно произвести не
только с повышенной, но и с любой
заданной разрешающей способностью
в соответствии с требованиями
различных стандартов (DVD, MPEG, НТСЦ,
ПАЛ, Digital Betacam, 24p и пр.). Перед работой
производится тщательная
калибровка блока считывания (без
фильма), включая его
колориметрические параметры. Для
разных типов кинопленки
подбираются оптимальные сменные
светофильтры.
Если весь 35-мм кинокадр такого
формата подвергнуть архивному
считыванию однострочной матрицей с
7-мкм шагом элементов, получается 5000
отсчетов. При этом
пространственное разрешение
составит 70 пар лин./мм. При
улучшенном считывании зоны
изображения шириной 20,9–23,5 мм
необходимо получить 4000 отсчетов,
для чего потребуется уменьшить шаг
элементов матрицы до 5,25–5,85 мкм.
Пространственное разрешение
увеличится до 95 пар лин./мм.
ТКД FilmReader питается от сети с
напряжением 220–110 В, потребляемая
мощность 4,5 кВ•А (стойка ЛПМ и
накопитель по 2 кВ•А, ПК 0,5 кВ•А).
Рис. 7. Режимы работы
ТКД FilmReader :
а — положение матриц относительно
кинокадров;
б — архивное считывание кинокадра;
в — улучшенное считывание
кинокадра
Закрытая демонстрация первого
образца телекинодатчика Spirit 2
Thomson Grass Valley (Франция) с
приглашением только крупных
потенциальных заказчиков со всего
мира проходила в атмосфере
таинственности, причем она даже не
была упомянута в пресс-релизе
фирмы. По словам президента Thomson,
отсутствие подробной информации о
ТКД объясняется тем, что некоторые
уже реализованные решения могут
быть изменены (появление
промышленной модели планируется к
NAB2003), поэтому фирма не хочет
вводить людей в заблуждение. Однако
некоторые сведения все же стали
известными.
Представленный образец Spirit 2
обеспечивает считывание фильмов с
разрешением 2K (2048 отсчет/строка) и 4K
(4096 отсчет/строка). Наличие
выходного интерфейса GSN (Gigabyte System
Network™ — сеть гигабайтных систем;
GSN — торговое название системы
HIPPI-6400, рассчитанной на скорость
передачи и приемы данных с потоком
почти 6400 Мбит/с) позволяет выводить
16-бит RGB-файлы формата 2K в реальном
времени (31 кадр/с), а формата 4K — со
скоростью более 5 кадр/с. По мнению
экспертов фирмы, наибольшей
популярностью будет пользоваться
режим считывания с разрешением 4К и
обработкой 2K-файлов. В новом ТКД,
который «не имеет ничего общего с
Spirit 1», применены
усовершенствованные сервосистемы
и заказные ПЗС-матрицы, изменена
даже стальная дополнительная рама.
Новые кадровое окно формата 4К и
осветительную систему изготовила
Kodak. Полностью переработана система
цифровой обработки изображения. На
данном этапе разработки не
реализованы системы
масштабирования и поворота
изображения, отсутствует режим
адаптивного панорамирования (pan and
scan).