Ермакова Е.Ю.
Российские
фирмы на IBC2002
В 2002 г. российские фирмы приехали с четко намеченными планами работы и ожиданиями вполне конкретных, реальных результатов. Корреспондент ТКТ Елена Ермакова взяла ряд интервью у их руководителей. Стало ясно, что цели и смысл своего участия фирмы видят по-разному.
Санкт-Петербургская
фирма D.I.P. разместила свою
экспозицию в Зоне новой техники (New
Technology Campus). Стенд в этой зоне
предоставляется фирмам и
организациям на основе решения
Оргкомитета IBC, причем претендентам
надо выдержать достаточно большой
конкурс. D.I.P. и Санкт-Петербургский
государственный университет кино и
телевидения (СПб ГУКиТ)
представили на конференцию IBC
доклад «Телевизионные вещательные
сети: от централизованного
управления к распределенным
информационным системам», который
был включен в состав сессии
«Метаданные — катализатор эры
цифрового телевидения».
Константин Францевич Гласман,
заведующий кафедрой видеотехники СПб
ГКУиТ рассказывает:
— На IBC2002 мы предлагаем свой взгляд
на внедрение информационных
технологий в телевидении и, как
частный пример, автоматизированное
взаимодействие телевизионных
станций, входящих в вещательную
сеть. На нашей экспозиции
демонстрируются образцы
технических решений, позволяющих
синхронизировать вставки
региональной рекламы с расписанием
вещания центральной станции сети.
Основой автоматизированных
вещательных комплексов является
семейство видеосерверов на базе
плат семейства Matrox, в частности,
уникальное решение на базе
недорогой платы RT2500. Широкий
ценовой и функциональный диапазоны
делают возможым использование
таких плат телекомпаниями самого
различного масштаба. Видеосерверы
входят в состав автоматизированных
вещательных комплексов, который
D.I.P. поставляет «под ключ» как
центральным, так и региональным
вещательным станциям.
— В чем уникальность вашего
решения?
— Для точного исполнения
региональных вставок рекламы мы
разработали метод синхронизации
расписаний между ТВ-станциями,
основанный на формировании и
передаче информационных пакетов,
использующих новейшие
XML-технологии. Нами также
разработан универсальный язык XML —
формат представления вещательных
расписаний, который может быть
адаптирован на широкий спектр
аппаратных и программных решений.
— Вы рассчитываете на
коммерческий успех?
— Наука всегда была впереди.
Сегодня информационные
технологии — ключевой элемент
современного телевидения, что
демонстрируют, в том числе и
экспериментальные установки
нашего стенда. Из общения с
участниками выставки и конференции
мы делаем вывод о том, что наши
взгляды и представления находятся
в русле развития техники и
технологий телевидения. И это для
нас главное.
Санкт-Петербургская фирма ОАО
«МАРТ», в прошлом году
выступившая совместно с рядом
петербургских предприятий на
стенде DVT Project в Зоне новой техники,
в 2002 г. обзавелась собственным
стендом. Ее руководители надеялись
на конкретный коммерческий успех
своих готовых разработок. Виктор
Моисеевич Модель, зам. ген.
директора, охотно ответил на наши
вопросы:
— В прошлом году вы были в
команде, сейчас у вас собственный,
достаточно большой стенд. Почему?
— Опыт прошлого года показал, что
наше оборудование необходимо
демонстрировать именно в том зале,
где есть подобная техника. Иначе мы
просто не видим наших
потенциальных потребителей.
Выставка IBC структурирована
логично и грамотно, каждый зал —
тематический. В зале №5
представлены фирмы, продающие и
производящие телевизионные
передатчики и сопутствующее
оборудование. «МАРТ»
—коммерческое предприятие. И пусть
иметь свой стенд — дорогое
удовольствие, мы уверены, что наши
потенциальные клиенты не пройдут
мимо. Первый год мы только
присматривались. Сейчас же мы стали
полноправными участниками
выставки и надеемся на
коммерческий успех наших
разработок.
— На стенде представлен весь
спектр вашей деятельности?
— В основном, да. Измерительный
комплекс параметров
телепередатчика С-200 и сами
телепередатчики«Онега» мощностью
от 1 Вт до 5 кВт, передатчики «Иней»
FM-диапазона мощностью от 30 Вт до 4
кВт, а также цифровые передатчики
DVB-T «Онега-D» мощностью от 125 Вт до 1
кВт. Причем некоторые в рабочем
состоянии. Конечно, сегодня этим, в
принципе, никого не удивишь. Но
когда два года тому назад в России
заработал наш первый цифровой
передатчик в Нижнем Новгороде, а
потом и в Санкт-Петербурге, это была
сенсация. И все-таки у нашего
оборудования есть одно большое
преимущество: при стабильном
среднем европейском качестве у
него российская цена. Но для России
из отечественных аналогичных
продуктов наша техника одна из
самых дорогих.
— Имея такой безбрежный рынок в
России, стоит ли покорять Европу?
— На российском рынке нет
стабильности. И кто сказал, что не
надо расширять сферу продаж своего
оборудования, даже если в России и
странах СНГ оно уже имеет успех?
Бизнесу не повредят зарубежные
клиенты.
—Телевизионные компании какого
масштаба в первую очередь могут
заинтересоваться вашими
передатчиками?
— На IBC мы не ждем заказов от
телевизионных компаний. Во всем
мире система телевещания совсем
другая, нежели в России. У нас в
стране основные продажи,
действительно, приходятся на
телекомпании. Но во всем мире
оборудование покупают операторы
вещательных систем, то есть
радиотелепередающие центры. В
России они очень бедны и
финансирование берут на себя
телекомпании или государство. Надо
учитывать также, что цифровое
телевещание в Европе пока
находится в зачаточном состоянии. В
авангарде Англия, потом идут
Испания, Португалия, Швеция,
Финляндия, и в некоторой степени —
Германия. И это не случайно. В
странах, где хорошо развиты
кабельные сети, гарантирующие
многопрограммность при высоком
качестве принимаемого сигнала, не
спешат переходить на «цифру».
Правда, цифровое вещание экономит
частотный спектр, и именно этот
аспект интересует многие
европейские страны.
В России кабельное телевидение так
и осталось на заре своего развития.
Поэтому можно надеяться, что
цифровое телевидение, как самый
дешевый способ доставки
многопрограммного сигнала
практически студийного качества,
получит в нашей стране широкое
распространение. Причем аппаратуру
цифрового вещания можно установить
за два месяца, а чтобы проложить
кабельную сеть в небольшом городе
необходимо около двух лет.
— Тогда как объяснить, что на
протяжении двух лет у нас все еще
три экспериментальные зоны
цифрового вещания: Москва,
Санкт-Петербург, Нижний Новгород?
— До сих пор нет ни государством
утвержденного стандарта вещания,
ни положения о лицензировании
цифровых телекомпаний, которые
коренным образом отличаются от
аналоговых хотя бы тем, что на одном
канале могут вести до пяти
программ. Мы можем только
надеяться, что в следующем году
будет производиться
государственная раздача лицензий
на цифровое вещание.
В это время на стенде появился
почетный гость — Кукк Калью
Иванович, вице-президент ОАО
«Телеком». Именно его
всесторонней и деятельной
поддержке мы обязаны тем, что
Россия вошла в первую пятерку стран
мира, где заработали цифровые
передатчики. Напомним нашим
читателям, что два года назад во
время городской ярмарки в Нижнем
Новгороде было запущено четыре
цифровых программы по одному
телевизионному каналу. Система
готова к вещанию и по сей день. Мы
попросили Калью Ивановича
прокомментировать положение
цифрового вещания в мире:
— Уже никто не оспаривает тот факт,
что будущее за цифровым
телевидением. Сегодня идет борьба
основных двух стандартов:
американского ATSC и европейского
DVB-T. Я считаю, что ATSC
нежизнеспособен. Он слишком
восприимчив к помехам и не
обеспечивает приема в движении. На
здании Empire State Building, самом высоком в
Нью-Йорке, установлен 300-кВт
передатчик стандарта ATSC, но лишь 85%
ньюйоркцев могут принимать
передачи цифрового вещания.
Европейский стандарт DVB-T позволяет
принимать программы даже в
движущемся транспорте. Обязательно
наступит время, когда люди захотят
смотреть телепередачи в
автомобилях. Качественный прием
обеспечивается даже на скорости
250–300 км/час. Не даром на Тайване,
где сначала взяли курс на ATSC и
затратили на внедрение несколько
миллиардов долларов, сегодня
решили переходить на DVB-T.
— Стоит ли сейчас, на заре
развития цифрового телевещания
создавать много стандартов и потом
тратить деньги и силы для того,
чтобы делать их совместимыми?
— Борьба стандартов неплохая вещь.
Она способствует прогрессу. Каждый
старается показать свои
преимущества.
D.I.P. (С.-Петербург)
— Можно ли сказать, что Россия
стоит в одном ряду прогрессивных
стран по внедрению цифрового
телевидения?
— Можно. Однако в области развития
цифрового телевидения наша страна
вступила в стадию стагнации, говоря
по-русски, начался «застой». И все
из-за того, что отсутствуют
правовые основы для внедрения.
Регламент предусматривает, что
больше двух лицензий в одни руки
региональные вещатели получить не
могут. А мы предлагаем 5 программ в
одном канале, в идеале — 9!
Министерство печати этим вопросом
не занимается, как и Дума и
правительство.
С.И.Третьяк, зам. ген.
дир. ОАО «Март»;
С.И.Никоноров, нач. Произв.-техн.
управления МПТР;
К. И.Кукк, вице-президент ОАО
«Телеком»;
О.Ф.Липин, дир. по межд.
сотрудничеству, «Телеком»
Тем не менее, в России завершился
первый этап по внедрению цифрового
телевидения — создание опытных
зон. На нем мы убедились в
безусловных преимуществах
цифрового вещания перед
аналоговым. В Москве есть две
опытные станции: ООО «Цифровое
радиовещание» и 34-й канал, где
вещают с импортных передатчиков. Во
Владивостоке работает передатчик
фирмы Rohde & Schwarz. В оснащении
цифровым оборудованием нет
проблем. Но вещатели столкнулись с
психологическим барьером. Дело в
том, что цифровое телевидение
предусматривает создание системы
условного доступа, то есть сети
абонентов, которые должны платить
за зрелище. Наши зрители в своей
массе рассматривают платное
телевидение как ущемление своих
законных прав. Но во всем мире
цифровое телевидение платное, так
как предполагает возврат денег за
весьма дорогое оборудование.
Причем системы оплаты самые разные.
В Великобритании, например, можно
купить специальную карточку,
оплатив определенное время
просмотра и наслаждаться только
любимыми передачами. Например,
чемпионатом по футболу с
интерактивным меню и всеми
преимуществами «цифры».
Поэтому уже сегодня на внедрение
цифрового телевидения в стране
надо смотреть не с точки зрения
возможности приобретения или
разработки технологии и
аппаратуры, а с точки зрения
возможного его потребления
зрителями. Сегодня Россия — и на
выставке в Амстердаме это
продемонстрировала фирма «МАРТ» —
единственная страна, способная
производить полностью весь
комплекс цифрового телевещания.
Это второй этап, который мы прошли.
Впереди — государственная
политика и как всегда добрая воля
дорогих сограждан...
— Как внедрение цифрового
вещания может повлиять на развитие
интерактивности в телевидении?
— Интерактивность сегодня, как
болезнь, мучает весь мир. И если мы
говорим об интерактивности в
широком смысле слова, а не только в
возможности дать правильный ответ
на вопрос или заказать тот или иной
фильм, то я думаю, что пока зрители
(не только нашей страны) к ней еще не
готовы. Интерактивность требует
умственного напряжения.
Возможность влиять на сюжет фильма
или передачи — определенный труд.
Но в этом случае именно цифровое
телевидение способно предложить
потребителю передачу информации по
Интернету, как и компьютер с
определенным набором ограничений.
При этом надо учитывать, что
компьютеров в мире меньше 500 млн, и
далеко не все из них работают в
сети, а телевизоров — более 1,5 млрд.
Так что победа в интерактивности,
естественно, будет за телевидением.
Понимаете, иногда техника
опережает физические возможности
человека ее воспринять. Появляется
сложная дорогая технология, а
пользователей мало. Поэтому надо
пытаться идти в ногу с
потребителями и их возможностями.
— Как развитие цифрового кино
может повлиять на цифровое
телевещание?
— Цифровое кино — тоже своего рода
революция. Мы хотим возродить
идеологию существования кинозалов,
объединяющую зрителей. И цифровое
качество, которое уже не уступает
качеству изображения на 35-мм
пленке, — естественно, достижение.
Несколько слов о телевидении
высокой четкости, которое в
настоящее время широко внедряется
в Америке. Есть огромная разница
между Америкой и Европой. Дело в
том, что вопрос ТВЧ был поднят
впервые лет 20 назад. Это
грандиозное зрелище, когда есть
большой экран в большой квартире,
что обычно для американцев. В
Европе и России телевизоры имеют
диагональ максимум 72 см. Большие
экраны по большому счету не нужны.
Но такой размер — нижний предел
восприятия преимуществ ТВЧ. Всю же
прелесть можно ощутить только при
наличии экрана большего размера.
Стандарт DVB-Т, который мы сейчас
развиваем, нисколько не закрывает
дорогу ТВЧ. Наоборот! С переходом на
«цифру» освободится значительное
число каналов, которые могут быть
использованы для ТВЧ-трансляций. В
США изначально был взят курс на ТВЧ.
Но в России, и в первую очередь для
массового зрителя, необходимо
развивать телевидение
стандартного качества. Сравните,
цифровой телевизор стоит от 1,5 до
10 тыс. долл. Их покупают единицы.
Когда мы проводили маркетинговые
исследования, то определили, что
самый дорогой телевизор в России
для массового зрителя должен
стоить в пределах 250 долл. Не важно,
цифровой он или аналоговый. Это
правило ведения бизнеса очень
хорошо отслеживают японцы, которые
считают, что продукт «массового
потребления» таковым может
считаться только тогда, когда его
стоимость не превышает двух
окладов семьи.
— С какой целью Вы приехали на IBC?
— Посмотреть, чем торгуют
иностранные фирмы и что предлагают
наши, насколько мы отстаем от
европейского рынка или опережаем
его. По ценам, безусловно,
опережаем, потому что в нашей
технически развитой стране очень
дешевая рабочая сила. В некоторых
технологиях отстаем. Но мы учимся.
России никуда не уйти от
международного разделения труда.
Блестящий пример — петербургская
фирма «МАРТ». Она разрабатывает
прекрасные измерительные приборы
для среднего звена: для
эксплуатационщиков и для
заводов-производителей. Но не для
разработчиков, не для
научно-исследовательских
институтов. Наше оборудование уже
аттестовано, имеет сертификаты и
своих покупателей. И цена у него
вполне доступная для средних
потребителей.
— Имеет ли возможность «МАРТ»
продать что-нибудь из своих
продуктов на IBC?
— Нет! Русские предприятия, в
частности, в области вещания
поставлены в такое положение; и не
для кого не секрет, что они не имеют
оборотных средств. Поэтому все, что
мы видим на выставке — единичные
образцы. Чтобы покупатель мог их
приобрести, он должен сделать
предоплату, то есть оплатить заказ
и ждать продукт два-три месяца. В
Европе это не принято. Чисто
экономический фактор влияет на все
наше производство. Если бы сегодня
наши предприятия получали
финансовую поддержку, которую, к
примеру, дает «Телеком» некоторым
производителям, то продать свой
продукт фирме «МАРТ» было бы во
много раз легче, и он бы заполонил
европейский рынок среднего
потребителя своими передатчиками и
измерительными приборами. В
придачу — сотни рабочих мест.
На стенде фирмы I.S.P.A.-Engineering,
который находился в павильоне № 1,
вообще не было выставлено
оборудования. Аккуратные столики с
элегантными стульями, оттеняющими
цветовую гамму стенда, располагали
к доверительному общению коллег.
Зам. ген. директора Геннадий
Семенович Свердлов приветливо
принимал посетителей:
— В этом году мы решили наш
павильонный стенд сделать местом
общения и встреч для специалистов и
российских участников выставки.
Здесь также можно получить самую
полную информацию о фирме I.S.P.A. как
о системном интеграторе и о наших
самых интересных проектах,
выполненных в прошедшем году.
Создан новый многоканальный,
автоматизированный телевизионный
комплекс ГТРК «Культура»
включающий вещательный комплекс,
две универсальные телевизионные
студии, аппаратные для
производства телевизионных
программ, видеотеку. В стадии
завершения проект полной
реконструкции звукотехнического
комплекса Большого зала ГКД. Нашими
специалистами был реализован
проект уникального звукового
комплекса первого российского
стационарного мюзикла «Норд-Ост» с
эффектами системы Surround Sound.
Завершена работа по созданию новой
многофункциональной студии ВГТРК.
Обо всем этом мы с удовольствием
рассказываем нашим потенциальным
российским и зарубежным клиентам.
Мобильная
антенная система |
На стенде I.S.P.A. |
В этом году мы разместили нашу
экспозицию и под открытым небом:
мобильную антенную систему MAC150M,
разработанную совместно с НПО
прикладной механики им. ак.
М.Ф. Решетнева и предназначенную
для приема и передачи СВЧ-сигналов
через геостационарные спутники
связи («Экспресс», «Горизонт», Intelsat,
Eutelsat, Loral Skynet и др.). В прошлом году на
выставке IBC, показав прототип, мы
получили отзывы и рекомендации
наших и зарубежных специалистов по
совершенствованию антенны. Сегодня
представлен ее рабочий вариант:
масса 38 кг, частотный диапазон Ku.
Антенна состоит из трех частей и
транспортируется в трех кейсах. Ее
может собрать один человек за 4 мин.
Многие элементы конструкции
выполнены с применением
космических технологий. Стоимость
антенны, ее потребительские
качества и технические
характеристики делают ее
привлекательной как для
российских, так и для иностранных
покупателей.
Мы привезли на выставку также
совершенно новый комплект
оборудования, позволяющий
реализовать передачу данных в
стандарте MPEG-4, а значит, экономить
полосу частот, арендуемую на
спутниках.
— Есть ли уже заказы на антенну?
— Да. Мы демонстрируем серийный
образец. В Красноярске у нас все
готово к производству. Мы считаем,
что благодаря компактности и малой
массе, простоте сборки и настройки
наша антенна отлично подходит
именно для российских условий,
таких как бездорожье,
экстремальные условия в «горячих
точках». Между тем она красива и
элегантна, не уступает лучшим
западным образцам.
Стенд фирмы «ЭРА» в 2002 г.
отличался своими размерами —
площадь стенда увеличилась почти в
два раза. Здесь царило оживление, и
взять интервью у ген. директора Герасима
Суреновича Гадияна оказалось
делом непростым. На вопросы он
отвечал лаконично, четко:
— Мы не случайно решили увеличить
площади и выбрали этот павильон,
где разместилась фирма Sony. Мы
считаем участие в выставке очень
важным моментом в работе, важным
для привлечения новых российских
заказчиков. Здесь много
представителей российских
компаний, а также из стран СНГ и
Балтии, заинтересованных в
оборудовании и услугах. Они реально
могут сравнить технику и
технологию разных фирм, выбрать
оптимальные решения и по качеству,
и по цене. И именно тогда, когда есть
большой выбор, принимаются
окончательные решения.
— Что нового у Вас в этом году?
— Раньше на IBC мы представляли два
наши Интернет-проекта: систему
интерактивного подбора комплексов
для теле- и радиовещания и
дистанционное обучение через
Интернет. Оба этих проекта
реализованы на наших web-сайтах: www.era.ru (на русском
языке) и www.era-tv.com
(на английском языке). В этом году мы
представили еще две разработки.
Мобильный многокамерный
телевизионный комплекс (ММТК),
представляющий собой телестудию в
кейсах, которую можно использовать
как в студии, так и вне ее. Это наша
авторская разработка, которая
впервые была продемонстрирована в
прошлом году на TRBE в Москве. В
состав ММТК входят: камерные
каналы, посты видеозаписи и
воспроизведения, контрольные
видеомониторы, видеомикшеры,
знакогенераторы,
контрольно-измерительное
оборудование, система служебной
связи, звуковое оборудование. В
комплексе одновременно могут
работать от 3 до 8 камер. Весь
комплекс разворачивается за
полчаса в любом месте, причем
оборудование не обязательно
вынимать из кейсов. Для его работы
не нужен спецавтомобиль. На
выставке нам не удалось найти ни
одного зарубежного аналога.
Дружный коллектив фирмы «Эра»
Второй продукт — студия «Фокус»
(VS 2000), которую мы представляем в
России и странах СНГ на
эксклюзивной основе. «Фокус» — это
виртуальная студия реального
времени, основанная на совмещении
виртуальных декораций, видео,
актеров и компьютерных персонажей.
Впервые в мире на базе ПК
реализовано комплексное решение
стоимостью от 8 тыс. долл., по
возможностям не уступающее более
дорогим системам. Предлагаемые
варианты студий позволяют
использовать до шести
видеоисточников (камеры,
магнитофоны). Вывод
видеоинформации осуществляется с
камер, расположенных в виртуальной
трехмерной среде, с просчетом в
реальном времени. При этом
предоставляется возможность
управления камерами и перемещением
любых объектов виртуальной сцены.
Необходимо отметить, что студия
«Фокус» сделана на базе платы,
разработанной сибирской компанией
«СофтЛаб».
— Заключены ли какие-то
контракты на этой или прошлогодней
выставке?
— Эффективность участия в выставке
не измеряют непосредственно
заключенными на ней контрактами.
Выставка — это общение, которое
дает некий импульс к дальнейшей
работе. Это тот двигатель, без
которого не может продвигаться
настоящий бизнес. Мы показываем
всему миру, что уже делаем и на что
потенциально способны. К нам
возникает интерес, который
порождает заказчиков, партнеров,
клиентов.
Мы пригласили наших партнеров на
выставку IBC и здесь знакомим их с
управляющим звеном тех компаний,
оборудование которых составляет
основу наших контрактов. Мы
предоставляем им возможность
дополнительных скидок,
договорившись непосредственно с
производителями, дополнительный
сервис либо обучение. У нас уже есть
опыт подобного сотрудничества с
компанией «ДИАС» в Казахстане. Ее
специалисты прошли курс обучения в
Германии на JVC.
Мы вполне удовлетворены
результатами нашего участия в
выставке. Удалось найти, на наш
взгляд, эффективные методы
маркетинга, которые мы будем
использовать и в дальнейшем.
Нашлись не только заказчики на
предлагаемые нами системы, но и
стал проявляться интерес к
дилерству в различных регионах
Европы, Азии и Африки. Надеемся не
потерять темп в международных
связях.
Фото Е. Ермаковой
На заключительном приеме
Конференции IBC2002 председатель
Комитета IBC Мишель Бунс (Michale Bunce)
впервые вручил Сертификат
Признания IBC (Certificate of Appreciation) Марку
Иосифовичу Кривошееву. В нем
сказано: «Международная Конвенция
вещания, первенствующая в мире
медиамероприятий, горячо признает
достижения профессора, доктора
Марка Кривошеева в его 80-летие.
Профессор Кривошеев посвятил свою
жизнь служению международному миру
вещания и руко-
водящей деятельности в
Международном союзе электросвязи.
Его вклад огромен и признается
всеми делегатами IBC».