Обратно

Исследования, проблемы, суждения

Хлебородов В.А.
2160/24,5р — глобальный стандарт киновидеопроизводства
и обмена программами

В рамках выставки IBC2002 состоялась одночасовая презентация фрагментов нескольких цифровых фильмов, снятых видеокамерами HDW-F900 и HDW-750P Sony с частотой кадров 24 и 25 Гц. Для их проекции на 12-метровый экран использовался видеопроектор DLA-QX1G JVC. Этот показ произвел очень большое впечатление на присутствовавших, доказав полную состоятельность раннего цифрового кинематографа (ЦКМ) (Digital Cinema), обеспечивающего формирование изображений с 1920х1080 отсчетами в кадре. Широкоформатным блокбастером «Звездные войны. Эпизод II» Дж. Лукас доказал коммерческую перспективность цифровой технологии фильмопроизводства, хотя ему пришлось довольствоваться разрешением 1290х800 отсчетов в кадре формата 2,4:1.
Однако «истые» кинематографисты считают разрешающую способность 1920 отсчет/строка явно недостаточной и настаивают на значении 4К (4096 отсчет/строка). Дж. Флаерти, один из гуру современного телевидения и цифрового кинематографа (он председатель Целевой группы
6/9 МСЭ по этой тематике), на представительном международном совещании («саммите») по цифровому кинематографу в Лас-Вегасе (6 апреля 2002 г.) выступил с докладом, имеющим многозначительный заголовок «Цифровой кинематограф — после ТВЧ». Его группе поручено координировать все дальнейшие исследования по ЦКМ в мировом масштабе.
Отстаивая разрешение 4К и предлагая другие удобные для фильмопроизводства цифры, кинематографисты «забывают» о том, что всю видеосъемочную аппаратуру разрабатывают телевизионщики, у которых собственные пристрастия в отношении формата и разрешающей способности изображения. Так, JVC Laboratory of America создала экспериментальную ТСВЧ-камеру (Ultra High Definition TV — телевидение сверхвысокой четкости) для ЦКМ, которая испытывается сейчас в США. В кинотелекамере применены три КМОП-матрицы QuadHDTV Photon Vision Systems (США), обеспечивающие разрешение 3840х2160 отсчетов. Налицо стремление разработчиков матрицы обеспечить простое сопряжение с международным стандартом 1920х1080 отсчетов, пустившим глубокие корни в современной технологии видеопроизводства. Заметим, что 3840 только на 6,25% меньше «священной» цифры 4К. Если Дж. Лукас и кинозрители удовлетворились разрешением по вертикали всего 800 строк, то вдвое большее число строк понравится им еще больше. Можно предположить, что специализированная кинотелекамера, разработанная в соответствии только с кинематографическими требованиями, вряд ли появится на свет — хотя бы по причине ее высокой стоимости как малосерийного изделия.
Увеличение разрешения свыше 3840х2160 отсчетов повлечет за собой проблему доставки цифрового видеосигнала до блока управления телекамерой (о создании записывающей ТСВЧ-видеокамеры можно пока забыть!). Например, переход на разрешение 4096х3112 отсчетов потребует увеличить передаваемый цифровой поток в 1,54 раза, что исключит применение даже очень скоростной системы передачи HIPPI-6400, рассчитанной на поток почти 6400 Мбит/с (торговое название этой системы Gigabyte System Network — сеть гигабайтных систем).
Таким образом, стандарт 3840х2160 отсчетов в кадре базового формата 16:9 обеспечивает высочайшее качество изображения, достаточное для создания перспективной системы ТСВЧ, легко сопрягается с практически используемыми стандартами 1920х1080 и 1280х720 отсчетов (1280=3840:3 и 720=2160:3), представляет разумный компромисс между качеством изображения и скоростью формируемого цифрового потока. И реализуем, что уже доказано экспериментально. Можно предположить, что этот стандарт вполне удовлетворит высокие требования кинематографии к качеству изображения, проецируемого на очень большие экраны (шириной до 24 м). Представляется, что кинематографистам целесообразно отказаться от разработки собственных стандартов изображения и принять стандарт 3840х2160 отсчет/кадр, чтобы воспользоваться экономическими выгодами массового производства видеосъемочной аппаратуры. В конце концов, мало кто сомневается, что в будущем пленочное фильмопроизводство прекратит свое существование, поэтому именно у видеопроизводства должен быть приоритет.
Принципиально важен вопрос выбора частоты кадров для кинотелевизионного стандарта. Международная рекомендация ITU-R BT.709-3 по ТВЧ (см. ТКТ № 9, 1999, c. 3) предусматривает применение базовой частоты 24 кадр/с. В Европе 24-Гц видеофонограммы (ВФГ) обычно воспроизводятся с увеличенной скоростью, чтобы частота полей составила 50 Гц, хотя это простое решение обусловливает повышение высоты звука на 4,16% (25/24). В США 24-Гц ВФГ воспроизводятся с номинальной скоростью и нормальным звуком. В последнее время сложилась практика съемки цифровых видеофильмов на основе стандарта 1920х1080 отсчет/кадр только для Европы с частотой 25 Гц. При обмене программами с Европой североамериканские страны вынуждены воспроизводить 25-Гц ВФГ с уменьшенной скоростью и мириться с искажением высоты звука — в сторону понижения приблизительно на 4%. Если принять единое значение частоты кадров 24,5 Гц (см. ТКТ № 8, 2000, с. 7), то искажение тональности звукового сопровождения телепрограмм обмена будет «сбалансированным» и составит около 2%.
Вышеприведенные аргументы в пользу пространственного разрешения 3840х2160 отсчет/кадр и частоты кадров 24,5 Гц дают основание предложить на базе этих двух параметров перспективный единый стандарт киновидеопроизводства, обозначенный как 2160/24,5р. Принятие такого стандарта позволит унифицировать в мировом масштабе весь комплекс оборудования для цифрового кинематографа и добиться высокой экономической эффективности киновидеопроизводства за счет его массовости и упрощения международного обмена программами.
Процедуру унификации можно распространить также на пленочное фильмопроизводство, которое еще долго будет оставаться источником программного материала, и перевести на частоту 24,5 кадр/с все киносъемочное и кинопроекционное оборудование (благодаря обтюрации частота кинопроекции составит 49 или 73,5 Гц). При синхронной работе кино- и видеопроекторов на один и тот же экран можно будет проецировать кино- и видеокадры и даже создавать из них комбинированные кадры, представляя технологию нового синтетического экранного искусства. В этом случае стандарт 2160/24,5р приобретает статус глобального.

Обратно

Hosted by uCoz