Смирнов В.А.
Можно ли получить киноизображение
при съемке видеокамерой?
(сокращенный
вариант)
Продолжение дискуссии на тему «Кинопленка или 24р»
В кинематографии продолжается оживленная дискуссия: оставаться ли стойкими приверженцами традиционной и хорошо изученной съемки на кинопленку или переходить на видеосъемку в стандарте 24р, обеспечивающем «почти» кинематографическое качество. На первый взгляд, стандарт 24р гарантирует значительное снижение расходов, так как нет необходимости покупать дорогостоящую кинопленку и затем обрабатывать ее в химико-фотографической лаборатории, исчезают и другие неудобства, относящиеся к традиционному кинопроизводству. В то же время, для видеопроизводства с прогрессивной разверткой при частоте кадров 24 кадр/с, то есть в стандарте 24р, необходима относительно дорогая видеокамера, а некоторые технологические приемы отнюдь не сокращают расходы при выпуске киновидеофильмов на широкий экран.
Немного истории и
избыточность данных при цифровой
съемке
В 1940–50 гг. по ТВ обычный кинофильм,
снятый со скоростью 24 кадр/с,
показывали с так называемым
«продергиванием» кадра, и
необходимо было повторять один
кадр из каждых пяти; это означало
увеличение расхода кинопленки на 20%
и повышение производственных
мощностей. Но иногда должен быть
запас данных (избыточность), так как
ТВ-передача с традиционной
скоростью 24 кадр/с вместо 30 кадр/с
выглядела бы как мелькание лучей
солнца между проходящими по шоссе
автофургонами.
Затем появились снижение скорости
цифрового потока, несколько видов
К-сжатия, в том числе запоминание
кадра в декомпрессоре. Таким
образом, вместо цифрового
преобразования 3:2 (преобразования
24-Гц кинооригинала в 60-Гц
видеокопию), предусматривавшего
формирование первых трех полей из
первого кинокадра и двух
последующих полей из второго
кинокадра, можно сделать
преобразование 2:2 в ТКД и включить в
ТАП преобразование 3:2. При этом
можно взять битов на 20% больше,
улучшить качество изображения и
сделать более простой по сравнению
с преобразованием 3:2 обработку
изображений прогрессивной
развертки. Если эту технологию
применить на ВМ, то объем данных
увеличится на 20%. При подключении ВМ
к монтажному блоку можно не
беспокоиться о беспорядочной
последовательности 3:2 при
видеомонтаже. Преобразование в
видеопоследовательность со
скоростью 25 кадр/с лишь означает
увеличение скорости на 4%. Большое
число популярных телепрограмм и
рекламных объявлений снято на
кинопленке со скоростью 24 кадр/с. С
этой точки зрения стандарт 24 р не
обладает преимуществами перед
обычной кинопленкой.
В свое время специалисты компании
Sony заметили, что изображение ТВЧ
отличается от реального
киноизображения, снятого на
кинопленке. И это, действительно,
так. Последовал вывод о том, что
видеоизображение, снятое в
стандарте 24р, более похоже на
киноизображение, демонстрируемое с
кинопленки, чем видеоизображение,
снятое в стандарте 30i. В конечном
итоге компания Sony создала
видеокамеру формата 24р, что было
своевременным шагом на пути
развития техники съемки.
Стандарт 24р: за и
против
Любой оператор, снимающий в
стандарте 24р, на вопрос, зачем он
это делает, ответит примерно так:
«Потому что изображение выглядит
так, будто снято на кинопленку».
Конечно, 24р больше напоминает
изображение с кинопленки, чем 30i.
Против этого возражений нет. Тем не
менее, существует технология
съемки, позволяющая получать
изображение, более напоминающее
изображение с кинопленки, чем 24р. И
такая технология используется на
ТВ уже много лет.
Это — съемка на кинопленку. Не
существует изображения, которое
выглядело бы лучше, чем с
кинопленки. Таким образом, если
целью появления стандарта 24р
является съемка видеофильмов с
качеством, похожим на изображение
на кинопленке, то эта затея
обречена на провал. Кинопленка
всегда даст более «настоящее»
киноизображение, чем стандарт 24р.
Если говорить о денежных средствах,
которые экономятся при
видеосъемке, то нет признаков того,
что съемка в стандарте 24р может
повлиять на классический
треугольник: экономия, качество,
скорость. Возьмем, например, широко
известный фильм Дж. Лукаса
«Звездные войны. Эпизод первый»
стоимостью 100 млн долл. А сколько
при обычной киносъемке этого же
фильма стоили бы кинопленка и ее
обработка? По-видимому, лишь
небольшую часть этой суммы.
Если говорить о качестве 24р,
претендующем на качество
изображения, полученном с
кинопленки, то можно
констатировать, что фильм в
стандарте 24 р окажется дешевле, но
по сравнению с пленочным
кинофильмом общая экономия будет
выражена относительно незаметно.
Несколько слов о стоимости
видеокамер стандарта 24р. Сейчас
можно утверждать, что она уже
приближается к оптимальной для
покупателя. Намечается четкая
тенденция дальнейшего снижения
цены. Разрешение камеры 24р фирмы Sony
составляет 1920х1080 отсчетов.
Разрешение видеокамеры VariCam на MiniDV
стандарта 24р, самой последней
разработки фирмы Panasonic, 1280х720
отсчетов. Формат экрана у новой
видеокамеры 4:3, 480 строк. По всей
видимости, стоимость этой камеры
будет невысокой.
И все же: кино- или
видеосъемка?
Итак, ясно, что сегодня
киноизображение не является
аналогом видеоизображения и
наоборот. Если режиссер
видеосъемки захочет максимально
приблизиться к киноизображению, у
него есть три возможности. Во-первых,
можно снять кинофильм и затем
«прогнать» кинопленку через ТКД за
один непрерывный ход. Во-вторых,
снятый видеоматериал можно
пропустить через один из тех
процессоров, в котором, как
предполагается, видеоизображение
станет похожим на киноизображение.
В-третьих, фильм можно снять в
стандарте 24р.
Во всяком случае, кинопленка
успешно заменяется современными
средствами электронного
кинематографа. Если спортивное
состязание снимается одновременно,
например, 22 камерами, рекомендуется
использовать процессор, так как
нельзя быстро создать 22-камерную
ПТС стандарта 24р.
Полный текст - в № 11 журнала "ТКТ" за 2002 г.