Обратно

ТКТ - кино- и видеолюбителям

Василевский Ю.А.
Расположение звуковых колонок

Хорошее впечатление от звука начинается с применения принципа «треугольника»: спереди стоящие главные громкоговорители и слушатель образуют вершины равностороннего треугольника с оптимальной длиной сторон примерно 3–4 м. При этом громкоговорители должны располагаться если и не в строго симметричном, то по крайней мере в приблизительно одинаковом акустическом окружении. Неудачно ставить один громкоговоритель в угол комнаты или плотно к стене, а другой свободно — следствием этого станет перегруженная влево или вправо картина звука. Кресла и занавески представляют для звука непреодолимую преграду.
Излучатели высоких тонов должны находиться примерно на уровне уха; допустима позиция до 15° выше оси высоких тонов; при таком расположении, кроме того, быстрее падает звуковое давление слишком высоких частот.

Рис. 1. При испытании громкоговорителей очень полезен тестер уровня АС 2

Основные громкоговорители следует разместить в акустически более сильно задемпфированной части помещения, так, чтобы они работали там, где мало мебели. Сильно отражающие поверхности вблизи громкоговорителей, такие как паркетные или плиточные полы, стены и оконные стекла, отрицательно влияют на точность локализации источников звука и его окраску.
В основном, в силе положение: чем ближе громкоговорители к акустически граничной поверхности, например к стене, тем интенсивнее басы. Поэтому громкоговоритель, расположенный в углу помещения, в области низких частот создает удвоенное звуковое давление по сравнению со свободно установленным громкоговорителем: звук имеет усиленные басы. Однако с субвуфером эффект граничных поверхностей может оказаться полезным. На низких частотах прямой и отраженный звуки почти совпадают по фазе; таким образом, уровень низких частот увеличивается, не вызывая

селективные «провалы». Это увеличение можно очень хорошо скомпенсировать регулятором громкости на субвуфере. Достоинство: басы усиливаются меньше, снижаются искажения. Теоретически субвуфер можно расположить в любом месте помещения, поскольку слух не способен локализовать в пространстве источники звука, излучающие его с частотой ниже примерно 120 Гц, то есть в этой области частот слушатель не может определить направление источника звука. На практике это не всегда так, особенно, если субвуфер работает только с двумя звуковыми громкоговорителями — левым и правым. В этом случае он должен располагаться в середине между ними.
В домашнем кинотеатре громкоговорители эффектов создают отраженные звуки и эхо в нижней части помещения. Выбор сэрраунд-громкоговорителей здесь зависит от системы звуковоспроизведения. Например, система ProLogic требует увеличения доли рассеянного звука в нижней части помещения. Лучше, хотя и дороже, — применять по возможности большее число малых звукоизлучателей, расположенных вокруг места прослушивания на боковых и задней стенах.
В системах 5.1, таких как Dolby Digital и DTS, необходимое звукорассеяние обеспечивается согласно их схемному решению. Любителям высококачественного звука рекомендуется стремиться к расположению колонок, приведенному на рис. 2 и 3.

Рис. 2. Центральный громкоговоритель (С) и главные громкоговорители (L и R) должны находиться на равном расстоянии от места прослушивания (слева) или соответственно уравновешены (середина). В очень больших помещениях все три фронтальных громкоговорителя стоят на одной линии

Рис. 3. Идеальное расположение громкоговорителей в установке 5.1 сэрраунд: как располагать задние громкоговорители (внизу, серое поле), еще нет каких-либо рекомендаций

Обратно

Hosted by uCoz