Василевский
Ю.А.
Расположение звуковых колонок
Хорошее впечатление от звука
начинается с применения принципа
«треугольника»: спереди стоящие
главные громкоговорители и
слушатель образуют вершины
равностороннего треугольника с
оптимальной длиной сторон примерно
3–4 м. При этом громкоговорители
должны располагаться если и не в
строго симметричном, то по крайней
мере в приблизительно одинаковом
акустическом окружении. Неудачно
ставить один громкоговоритель в
угол комнаты или плотно к стене, а
другой свободно — следствием
этого станет перегруженная влево
или вправо картина звука. Кресла и
занавески представляют для звука
непреодолимую преграду.
Излучатели высоких тонов должны
находиться примерно на уровне уха;
допустима позиция до 15° выше оси
высоких тонов; при таком
расположении, кроме того, быстрее
падает звуковое давление слишком
высоких частот.
Рис. 1. При испытании громкоговорителей очень полезен тестер уровня АС 2 |
Основные
громкоговорители следует
разместить в акустически более
сильно задемпфированной части
помещения, так, чтобы они
работали там, где мало мебели.
Сильно отражающие поверхности
вблизи громкоговорителей,
такие как паркетные или
плиточные полы, стены и оконные
стекла, отрицательно влияют на
точность локализации
источников звука и его окраску. В основном, в силе положение: чем ближе громкоговорители к акустически граничной поверхности, например к стене, тем интенсивнее басы. Поэтому громкоговоритель, расположенный в углу помещения, в области низких частот создает удвоенное звуковое давление по сравнению со свободно установленным громкоговорителем: звук имеет усиленные басы. Однако с субвуфером эффект граничных поверхностей может оказаться полезным. На низких частотах прямой и отраженный звуки почти совпадают по фазе; таким образом, уровень низких частот увеличивается, не вызывая |
селективные «провалы». Это
увеличение можно очень хорошо
скомпенсировать регулятором
громкости на субвуфере.
Достоинство: басы усиливаются
меньше, снижаются искажения.
Теоретически субвуфер можно
расположить в любом месте
помещения, поскольку слух не
способен локализовать в
пространстве источники звука,
излучающие его с частотой ниже
примерно 120 Гц, то есть в этой
области частот слушатель не может
определить направление источника
звука. На практике это не всегда
так, особенно, если субвуфер
работает только с двумя звуковыми
громкоговорителями — левым и
правым. В этом случае он должен
располагаться в середине между
ними.
В домашнем кинотеатре
громкоговорители эффектов создают
отраженные звуки и эхо в нижней
части помещения. Выбор
сэрраунд-громкоговорителей здесь
зависит от системы
звуковоспроизведения. Например,
система ProLogic требует увеличения
доли рассеянного звука в нижней
части помещения. Лучше, хотя и
дороже, — применять по возможности
большее число малых
звукоизлучателей, расположенных
вокруг места прослушивания на
боковых и задней стенах.
В системах 5.1, таких как Dolby Digital и DTS,
необходимое звукорассеяние
обеспечивается согласно их
схемному решению. Любителям
высококачественного звука
рекомендуется стремиться к
расположению колонок, приведенному
на рис. 2 и 3.
Рис. 2. Центральный громкоговоритель (С) и главные громкоговорители (L и R) должны находиться на равном расстоянии от места прослушивания (слева) или соответственно уравновешены (середина). В очень больших помещениях все три фронтальных громкоговорителя стоят на одной линии |
Рис. 3. Идеальное расположение громкоговорителей в установке 5.1 сэрраунд: как располагать задние громкоговорители (внизу, серое поле), еще нет каких-либо рекомендаций |