Обратно

Новости техники и технологии

В.В.Быков.
Ведущие компании - постпроизводству
(сокращенный вариант)

В новом столетии перед постпроизводством (компоновкой) ТВ-программ возник ряд интересных проблем, которые порождены главным образом увеличением популярности и мощности настольных систем; требованием обеспечения окончательного программного продукта во многих форматах, особенно в ТВЧ; постоянным стремлением уменьшить стоимость и увеличить эффективность ТВ-производства.
Самыми крупными поставщиками High End-аппаратуры являются компании Avid, Discreеt и Quantel, о которых журнал уже писал год назад. Однако за минувшие месяцы специалистами этих гигантов создано много нового.


Серверная система Unity MediaNet
Новая сетевая система Avid MediaNet с разделением накопления информации занимает центральное место в новом семействе Avid Unity для компоновки программ. MediaNet поддерживает, в частности, комплекс продуктов Unity Media Services, который обеспечивает дополнительные сетевые возможности, включающие управление вещательной информацией, оцифровку и просчет различных преобразований сигнала.
В MediaNet использована серверная архитектура, в составе которой пять основных компонентов: файловая система, ПО сети, ПО сетевого сервера, технология взаимного соединения отдельных устройств и подсистема накопления. Такая архитектура позволяет управлять информацией, поступающей из основного медиа-потока, и обеспечивает преимущества централизованного управления сетью. Важным достоинством новой структуры является отсутствие «узких» мест на пути передачи цифровых потоков.
В MediaNet использована революционная концепция «эластичной» емкости памяти Workspace, в отличие от фиксированной емкости обычных дисков. Емкость может выбираться без прерывания рабочего процесса. Управляющий блок (Administrator) просто выделяет область памяти в секции Workspace и расширяет ее объем.

Максимальная емкость накопления цифровой информации, поддерживаемая Unity MediaNet, составляет 7,3 Тбайт.
Частью семейства Avid Unity MediaNet являются и три медиа-службы (Unity Media Services): MediaManager, TransferManager и ProEncode. В дальнейшем планируется расширить число служб.

Устройства и системы компании Avid,
которые могут объединяться в сеть системой MediaNet

MediaManager является мощным средством управления отдельными устройствами в сети. Она осуществляет поиск, сортировку, восстановление медиа-информации, отслеживает и создает связи при работе над проектом с использованием метаданных.
TransferManager позволяет перемещать файлы между настольными терминальными системами.
ProEncode решает проблемы оптимизации доставки медиа-информации при существовании нескольких путей, кодирует и транскодирует цифровые потоки при различных видах работ.
В 2000 г. Avid разработала новые системы для технологического процесса постпроизводства — Unity Media Net версия 2.0; станцию оцифровки и окончательной обработки программного материала Media Station XL; новые варианты Media Composer, Symphony и Avid Xpress. Благодаря интеграции и взаимодействию этих систем и более ранних средств монтажа, накопления и управления видеоматериалом решаются многие задачи постпроизводства и вещания.
Компания разработала и системы для вещания — новое ПО NewsCutter XP Mobile для малогабаритных (notebook) компьютеров; новейшую версию СНМ NewsCutter XP 2.0; видеосервер AirSPACE v.2.0; систему одновременной поддержки процессов ТВ- и веб-вещания; DV-версию системы Media Composer 1000 XL, формирующую выходной цифровой поток в формате DV, широко используемом вещателями.
Постоянные проблемы в студиях постпроизводства связаны с временем и деньгами, поскольку его эффективность играет решающую роль в условиях конкуренции. Монтажеры и художники сталкиваются с проблемой одновременного использования одного и того же видеоматериала и хотят создавать окончательную версию проекта в нескольких форматах. Специалисты Discreet видят решение этих проблем в создании более открытых и интегрированных систем и при их разработке придерживаются следующих принципов:
- поддержка передового формата подготовки материала AAF, позволяющего легко обмениваться медиа-материалами между цифровыми средствами производства и программным обеспечением создания контента;
- способность импортировать информацию прямо из Adobe-продуктов;
- разработка программы, поддерживающей значительную часть существующих плат расширения, которые улучшают и дифференциируют продукты discreet;
- создание нового пакета программ, называемого Discreet revival (возрождение), стирающего с изображения пыль и грязь.
Одним из важнейших преимуществ программ Discreet состоит в их независимости от разрешения видеоинформации, с которой она работает.Другим достоинством продукции компании является ее интероперабильность. Всегда много времени и труда тратится на воссоздание сформированных в нереальном времени эффектов (например, цветовой коррекции) в реальном времени. В соответствии с концепцией интеграции по вертикали новые программы Discreet совместимы в сферах реального и нереального времени.

Интерфейс одной из СНМ Discreet

Между рабочими станциями, имеющими ПО Discreet, информация передается без сжатия. При этом цифровой поток оптимизируется для сетей с интерфейсом HiPPI (высококачественный параллельный интерфейс). Но он совместим и с широким диапазоном основных сетевых протоколов Fibre Channel, ATM, FDDI, Ethernet и Gigabit Ethernet.
Важной концепцией Discreet является реализация фоновой передачи потоков между рабочими станциями, а также при экспорте, импорте и архивировании. Оператор может выполнять оцифровку видеоматериала и введение его в память независимо от работы над предшествующим проектом. Эта технология, получившая название backdraft, обеспечивает высокую эффективность монтажных систем.

Много новинок в сфере компоновки программ можно было видеть на NAB2001. Компания Accom показала мощные средства записи, монтажа и воспроизведения видеоинформации, основанные на комплексном взаимодействии СНМ Affinity, работающей с несжатым видеосигналом и сервером Abekas 6000. Accom разработала эти интеграционные возможности для Affinity и Abekas 6000 для того, чтобы монтажер имел доступ к материалу в течение полсекунды после его записи в сервер. Кроме того воспроизведение подготовленного на СНМ видеоматериала в эфир можно начать через 30 с после его выдачи монтажной системой.

СНМ Affinity компании Accom

Abekas 6000 является одним из первых профессиональных видеосерверов, который выдает цифровой поток со сжатием как DVCPRO, так и MPEG-2, позволяя выбирать тип сжатия и скорость потока. Емкость памяти сервера — от 130 часов (DVCPRO) при одном шасси 8RU и до 12,5 тыс. часов при подключении к сети.

Значительных успехов в нелинейном монтаже добилась компания DPS. Широкую известность получила ее профессиональная СНМ dps Velocity, основанная на плате цифрового дискового ВМФ dps Reality. Система работает как со сжатым, так и несжатым видеосигналом в режиме реального времени. Она может обеспечивать качество Digital Betacam, поддерживает рирпроекцию и сотни видеоэффектов в реальном времени.

Комплект поставки СНМ dpsVelocity

Полноразмерная PCI-плата дискового ВМФ dps Reality может записывать поток несжатого видеосигнала (Рек. 601 при скорости потока 20,5 Мбит/c) или поток M-JPEG при 15 Мбит/c и сжатии 1,35:1.
В ближайшем будущем компания намерена разработать дисковый аппарат dps Reality HD для ТВЧ, в который войдут модернизированная плата dps Relity и плата входа/выхода с интерфейсами SDI. Плата обеспечит накопление потока стандарта HDCAM с SDTI-интерфейсом. Виртуальная ленточная файловая система (VTFS) в dps Reality будет улучшена введением программного кодека Sony HDCAM, позволяющего захватывать и выдавать 1920х1080-кадры с частотами 24p, 25p, 30p, 50i и 60i.

Современному уровню ТВ-производства свойственна стабильная тенденция к использованию нелинейного монтажа. Однако в эксплуатации еще находится большое число линейных систем, которые далеко не выработали свой ресурс и даже совершенствуются. При решении многих задач линейные системы обладают преимуществами, которые иногда упускаются теми, кто переходит к СНМ. В числе этих преимуществ:
- одновременное управление многими источниками (видео- и аудиомагнитофонами, дисковыми системами и каналами видеоэффектов). Большинство СНМ позволяют одновременно использовать только два источника видеосигнала;
- получение сложных видеоэффектов высокого качества. Фантастические эффекты с движущимися изображениями, закручивающимися вокруг твердых форм, часто генерируются линейными системами в реальном времени. Если такие эффекты создавать на нелинейных системах монтажа, то это может занять минуты и часы просчетов для эффектов с длительностью в несколько секунд;
- возможность непосредственного использования источников аналоговых сигналов для монтажа без предварительной оцифровки. Это особенно важно, если нужно быстро подготовить материал в аналоговой форме и выйти с ним в эфир.
Немецкая компания FAST известна своими СНМ blue, silver и purple. Система blue в последнем варианте работает с сигналами DV25/50, MPEG-2 и несжатой видеоинформацией. Она предназначена для вещателей, которые хотят иметь «все в одном».
СНМ silver, ранее известная как «601», — первая в мире система монтажа в стандарте MPEG-2 (4:2:2, только I-кадры), которая уже с момента своего анонсирования стала сенсацией в среде ТВ-вещания. Разработано несколько вариантов этой системы, различающихся как программными, так и аппаратными средствами.
FAST purple — профессиональная СНМ, работающая с сигналом DV без декомпрессии или перекодирования. Основанная на ПО FAST-Studio, она предлагает режиссеру широкие возможности. Высокоскоростной кодек обеспечивает монтаж как в формате DV, так и DVCAM. Разработчики purple использовали каждую возможность, чтобы задействовать лучшие и более усовершенствованные операционные концепции программ монтажа на РС, добавляя в них много новых современных идей. Разработанная FAST версия 2,5 программы FAST-Studio облегчает работу, повышает скорость и гибкость монтажа, а также обеспечивает наглядный графический пользовательский интерфейс, оптимизирующий рабочий процесс.

Портативная СНМ purple.Field, как и purple, работает на основе ПО нелинейного монтажа FASTstudio, обеспечивает все возможности этого ПО и поддерживает монтаж в стандартах DV, DVCAM и DVCPRO. Purple.Field работает под управлением Windows 2000. В качестве компьютеров (notebook) для этой СНМ одобрены Omnibook 6000 компании Hewlett Packard и VAIO PCG F 809 K Sony. В систему входят РС-плата интерфейса IEEE 1394 (FAST) и программный кодек (FAST), уже использованный в purple. Работают на портативной СНМ и новые версии ПО для профессионального монтажа FAST studio 2.5, purple. XL — для ускорения процесса монтажа и purple. FX — для создания трехмерных эффектов. Малогабаритная мобильная СНМ purple. Field позволяет организовать монтажный комплекс прямо на месте съемки.

СНМ FAST purple. Field

Компания Incite Multimedia разработала ПО СНМ Incite Editor для семейства видеоплат Matrox DigiSuite, работающих на платформе Microsoft NT и 2000. Последняя версия ПО Incite Editor 2.8 предлагает полный набор функций для монтажа видео в реальном времени и поддерживает звук профессионального качества.
Incite Editor поддерживает и гибридный монтаж. В частности эта программа позволяет вводить видеосигнал с ВМФ или камеры прямо на временную шкалу (timeline) без дополнительной оцифровки. В сочетании с другими двумя слоями (потоками) видео в реальном времени, поступающими с жестких дисков, такая комбинация может использоваться для многокамерной работы. Разработана опция VLAN, благодаря которой Incite Editor может управлять до 31 ВМФ.

Интерфейсы ПО СНМ Incite Editor

ПО Incite Audio Plus позволяет монтировать звук прямо на временной шкале с использованием платы Mykerinos PCI, разработанной фирмой Merging Technologies. Эта опция расширяет число звуковых слоев с 8 до 64 и поддерживает дискретизацию с частотой 96 кГц и разрядностью 24 бит.
Пакет программ Speed Razor 2000X компании in-sync предназначен для цифрового профессионального нелинейного монтажа видео и звука для проектов любой длительности, сложности и высокого качества. Программа позволяет захватывать сигналы аналоговых и цифровых источников для последующего монтажа, а затем записывать видеоматериал на ленту с точностью до кадра.
Монтаж с видеоэффектами в реальном времени обеспечивает цифровые потоки информации для ТВ-вещания и передачи по сети Интернета. Качество выдаваемой видеоинформации может быть высоким — вещательного стандарта D1 без сжатия или более низким в одном и том же проекте. Важно, что Speed Razor способен воспроизводить видеоэффекты в реальном времени на компьютерном мониторе. Speed Razor совместим с такими подпрограммами, как ViXen Pro, FilmFX, Ultimatte, Boris и другими. На международном рынке предлагаются СНМ и для ТВЧ, интерес к ним проявляют даже в Европе, где еще нет ТВЧ-вещания. Монтаж видеосигналов высокой четкости позволит ввести новый универсальной формат мастеринга (компоновки программ на основе киноматериалов). Новый формат обеспечивает 1080 строк при скорости 24 кадр/c с прогрессивной разверткой (обозначается 24р). Все другие форматы, в том числе PAL и NTSC, могут быть получены путем преобразования сигналов 24р. Большинство СНМ ТВЧ поддерживают этот формат. Компании Avid и Quantel даже предлагают его для работы в стандарте обычной четкости, чтобы избежать преобразования стандартов.
На выставке NAB2001 компания Jaleo продемонстрировала ПО для SGI Onyx 3400 с восемью процессорами и пятью линиями Fibre Channel, которые позволяют передавать считываемую с дискового накопителя этой рабочей станции информацию со скоростью 380 Мбит/c. То есть эта система может применяться и в современных сетях передачи и накопления информации SAN
В сфере постпроизводства ТВ-программ создано много эффективных средств для совместного использования и распределения медиа-информации. Возможности монтажных систем год от года все более поражают вещателей. Тем более, что зачастую стоимость системы даже снижается.
Еще несколько лет назад компания Leitch Technology (Канада) анонсировала СНМ NAWSFlash, а на NAB2001 — две ее новые версии NAWSFlash-II и NEWSFlash-II FX. В исходной системе заложены уникальные возможности нелинейного монтажа, основанные на использовании серверов серии VR300 компании ASC.
В системе NEWSFlash-II используется один VGA — графический интерфейс пользователя (GUI), а в системе NEWSFlash-II FX — два таких интерфейса. На первой возможен монтаж в режимах продолжения с прямыми переходами и вставки с многими шторками и наплывами. Вторая предоставляет больше функций, двухмерных видеоэффектов, многослойный монтаж, средства рирпроекции и возможность использования значительного числа подпрограммных модулей на платформе Adobe. Обе версии NEWSFlash содержат встроенный знакогенератор.

Быстрый рост количества настольных систем монтажа поставил перед многими вещателями и производителями ТВ-программ дилемму: продолжать вкладывать значительные средства в дорогое обычное оборудование или заменить его настольными системами в надежде сэкономить деньги.
Компания Matrox предлагает семейство плат DigiSuite, которые заслужили репутацию качественных, стабильных и универсальных монтажных средств. Они используются более чем 25000 ТВ-организациями по всему миру для монтажа в реальном времени, композитинга, анимации, знакогенерации, управления средствами вещания, DVD-ауторинге и веб-вещании.

Работа с СНМ на основе плат Matrox DigiSuite

Разработанные еще в 1977 г. платформы DigiSuite постоянно совершенствовались. На NAB2001 были представлены платформы DigiSuit MAX, которые предоставляют пользователю максимум возможностей и свободы монтажа с нескольких каналов видеоэффектов в реальном времени, в числе последних — вращение в трехмерном пространстве, перспективные построения, расфокусировку, рирпроекцию и другие эффекты. Все платформы DigiSuite MAX поддерживают DV-выход, кодирование MPEG-2 в реальном времени для вещания и DVD-мастеринга, а также веб-кодирование для Интернета. DigiSuite MAX поставляется в виде отдельной платы или в комплекте с платами DigiSuit LE, DTV и LX.
Семейство продуктов DigiSuite составляют платы PCI-стандарта, предназначенные для использования IBM-совместимых компьютеров (РС) в сфере ТВ-производства и вещания. Платы легко интегрируются для различного применения, поскольку имеют открытую архитектуру.
Все платформы DigiSuite используют стандартный файловый формат AVI Microsoft. Поэтому видеофайлы, захваченные платами DigiSuite, совместимы с популярными пакетами программ, применяемыми для создания ТВ-контента: Adobe After Effects, Discreet combustion, Newtek Lightwave, Sonic Solutions DVDit и другими. Кроме того, файлы, созданные с помощью этих пакетов, могут использоваться без их преобразования, но при этом процесс работы над проектом удлиняется.
Компания Media 100 предлагает две СНМ для ТВ-производства: Media 100i и iFinish. Media 100i работает на платформе Macintosh, а iFinish — Windows 2000.
Последняя версия Media 100i 7.5 обеспечивает профессиональный монтаж без потери качества видеосигнала (lossless) с помощью соответствующего кодека. В системе используются ПО для создания видеоэффектов Adobe After Effects и Boris FX.
СНМ iFinish 4 на платформе Windows 2000 обеспечивает высокое вещательное качество изображения, поддерживает DVD-монтаж и интерактивные методы работы с контентом в стандартах MPEG-1, MPEG-2, CDROM и DVD. iFinish формирует видеопоток MPEG-2 только с I-кадрами — оптимальным стандартом для архивирования видеоматериалов для вещания. iFinish поддерживает технологию EventStream для осуществления потоковой передачи в интерактивном режиме.
Pinnacle Systems выпускает СНМ TARGA 3000 для РС и CineWave для Macintosh, обеспечивающие High End-постпроизводство. Обе системы работают с несжатыми видеосигналами RGBA и YUV.

Система Pinnacle CineWave

CineWave поддерживает стандарты от веб-видео до несжатого ТВЧ-сигнала, обработку с дискретизацией 4:2:2 или 4:4:4:4, электронную перезапись 3:2 в реальном времени для перехода от 24 кадр/с к 30 кадр/c, соотношение сторон кадра 4:3 или 16:9, частоты кадров 24, 25 и 30 кадр/c. Система работает с несжатыми сигналами ТВЧ 720р, 1080i, 1080p и сигналами обычного разрешения ITU-R.601 и PAL/NTSC. На выходе одновременно поддерживаются сигналы обычной и высокой четкости.
TARGA 3000 — аппаратно-программный комплекс для подготовки сложных проектов постпроизводства. Как и предшествующая система, TARGA 3000 обрабатывает видео и графику в широкой полосе частот, поддерживает монтаж в реальном времени сигналов DV и MPEG-2, а также DVD-ауторинг.

Полный текст - в № 12 журнала "ТКТ" за 2001 г.

Обратно

Hosted by uCoz