В.А.Устинов.
Первый полностью цифровой
стереоскопический кинотеатр
(сокращенный
вариант)
В Вильямсбурге (штат Вирджиния, США) введен в эксплуатацию полностью цифровой стереоскопический кинотеатр Corkscrew Hill с кинопроекционной системой большой яркости. Если раньше для получения изображения такого большого размера необходимо было использовать кинопленку шириной 70 мм, то в новом кинотеатре применяется несколько HD-источников изображения.
Кинотеатр расположен в известном
парке развлечений, который
пользуется заслуженной славой у
американцев, так как в нем
сооружено несколько хорошо
выполненных макетов городов и
ландшафтов стран Европы. В мае 2001 г.
для посещений публики был открыт
новый сектор парка — Ирландия, на
территории которого расположен
кинотеатр.
На первом этапе проектирования
модернизированных залов,
предназначенных для кинопроекции
стереоскопических изображений,
было решено пользоваться уже
знакомой 70-мм кинопленкой. Одна из
рассмотренных схем модернизации
представлена на рис. 1. Но после
тщательного анализа оказалось, что
использование традиционной
кинопленки вызывает несколько
проблем. Например, реализация
схемы, показанной на рис. 1,
потребовала бы дорогостоящей
перепланировки здания для
установки кинопроектора, но даже
при положительном решении этой
проблемы было бы трудно обеспечить
высококачественную проекцию
киноизображений, которые для
зрителей будут искажаться при
движении платформы с креслами.
Рис. 1. Одна из схем
модернизации кинотеатра Corkscrew Hill.
Реализация этой схемы требует
установки экрана со специальной
кривизной,
а также перестройки здания для
установки кинопроекционного
оборудования
Было решено воспользоваться
современными средствами
электронного кинематографа, но
внести в них при этом некоторые
усовершенствования для наиболее
полного удовлетворения запросов
кинозрителей.
Подача сигналов на проекторы
осуществляется от четырех серверов
Electrosonic High Definition Digital
соответствующих характеристик. На
серверах воспроизводятся MPEG-2 файлы
высокого разрешения (MP@HL), сжатые в
соответствии со стандартом SMPTE 296/274.
Обеспечивается высокая степень
синхронизации работы серверов. На
выходе используется эффект
«мягкого стыка», и поэтому
вертикальная разделительная черта
на месте стыка изображений от двух
проекторов практически незаметна.
Серверы создают временной код SMPTE,
который можно использовать для
поддержки внешнего звукового
источника в синхронизированном
виде или для программирования
синхронизации других источников
изображения. На рис. 2 и 3 показано
расположение проекторов, а на рис. 4
— упрощенная блок-схема системы
воспроизведения изображения.
Рис. 2. Схема сечения
зоны проекции изображения.
Обратите внимание |
Рис. 3. План-схема |
Рис. 4. Упрощенная блок-схема проекционной системы |
На рис. 2–4 можно видеть, что с
оптической точки зрения
расположение проекторов не
является идеальным. Одна из проблем
—«серебристые» экраны с большой
зернистостью, которые не могут
полностью деполяризовать падающий
свет, и поэтому при использовании
нескольких проекторов с разных
мест зрительного зала может
наблюдаться значительное
варьирование освещенности экрана.
В связи с этим очень важно, чтобы
все проекторы были расположены как
можно ближе друг к другу.
Сюжет киношоу базируется на том,
что после серии приключений
зрители попадают в страну
великанов и находятся в небольшом
ящике. На рис. 5 — кадр из фильма;
зрители ощущают себя сидящими в
ящике, крышка которого открывается.
Затем следует несколько
последовательных сюжетов, один из
которых посвящен путешествию на
сказочном грифоне по имени
Арчибальд, заканчивающемуся
падением в суп колдуньи.
Рис. 5. Кадр из стереоскопического киношоу
При входе в кинозал зрители
получают специальные
стереоскопические очки. Было
опробовано несколько их видов, в
том числе очки на
жидкокристаллической матрице.
Однако испытания показали, что
самые высокие результаты дают
более дешевые очки с
высококачественной линейной
поляризацией, которыми легче
пользоваться. После демонстрации в
одном из двух залов фойе короткого
стереоскопического сюжета (размер
каждого экрана составляет 1,5 x 3,3 м)
задняя стенка кинозала быстро
поднимается и зрители проходят на
платформу, занимают кресла, жестко
укрепленные на ней. Каждое кресло
снабжено ремнями для
пристегивания, как в самолете.
Датчики, присоединенные к замкам
ремней, подают на дистанционный
контрольный пульт Personal Digital Assistant
(Compaq IPAQ) сигнал о том, пристегнут
зритель к креслу или нет (рис. 7).
Этот пульт можно использовать и для
передачи объявлений перед
просмотром шоу, включения
проекционной аппаратуры.
Киношоу длится около шести минут.
Демонстрация киношоу
синхронизирована с перемещениями
платформы (рис. 8). Основная система
автоматического управления
кинозалами расположена в отдельном
помещении (рис. 6).
Рис. 6 Основная
система |
Рис. 7. На устройство
выводится информация о том,
правильно ли пристегнут
зритель к своему креслу. Сигнал
передается по беспроводной
сети LAN, что позволяет
непосредственно в зале
контролировать |
Рис. 8. Платформа |
Пропускная способность
кинотеатра Corkscrew Hill составляет
около 1200 зрителей в час. Следует
учесть, что в принципе
демонстрируется не кинофильм в его
основном понимании, а
шоу-программа, составленная из
элементов киноизображений. По
отзывам зрителей, создается полный
эффект их присутствия и участия в
действиях киногероев.
От редакции
Публикуемый материал интересен для
читателей журнала с точки зрения
практической реализации
принципиально новой технологии
кинопоказа, пока неизвестной в
России и странах бывшего СССР. По
утверждению авторов, кинотеатр
Corkscrew Hill является первым в мире,
предназначенным для демонстрации
произведений электронного
кинематографа. В одном из
существующих кинотеатров (речь
идет о кинотеатре Cinaxe в Париже) еще
в 1999 г. была установлена
аналогичная платформа с креслами,
снабженными ремнями
«безопасности». Однако изображение
в нем проецируется через обычные
кинопроекционные установки, с
цифровым «круговым» звуком. При
просмотре через стереоскопические
очки так же, как в кинотеатре Corkscrew
Hill, ощущается полный эффект
присутствия.
Значительную помощь в сохранении
зыбкого равновесия оказывают
«самолетные» ремни, которыми
зритель жестко связан с сидением и
спинкой кресла. Каждое кресло
снабжено собственным механическим
приводом, заставляющим
перемещаться кресла еще в
нескольких плоскостях в дополнение
к движению общей платформы. После
десятиминутного сеанса (кстати,
стоимость одного билета 6,5
долларов) на улицу выходишь слегка
ошарашенным, но весьма довольным
тем, что соприкоснулся с одним из
будущих направлений кинематографа
— зрелищным шоу, заставляющим
взбодриться и прийти в хорошее
расположение духа при встрече с
жестокой реальностью.
Полный текст - в № 12 журнала "ТКТ" за 2001 год