Обратно

Архивные технологии

В.А.Устинов.
Реставрация архивных кинофильмов
(сокращенный вариант)

В отношении архивных киноматериалов (точнее, кинодокументов) термин «реставрация» может иметь несколько значений. Во-первых, под реставрацией понимают восстановление физического состояния носителя аудиовизуальной информации — устранение поверхностных дефектов (царапин, потертостей, разрывов перфорации и т. д.), признаков вредного действия микроорганизмов (желтые пятна, обесцвечивание участков с изображением), а также восстановление геометрической формы (уменьшение коробления, усадки, продольной искривленности). Во-вторых, к реставрационным работам относятся методы, позволяющие воссоздать первоначальный облик кинопроизведения, то есть на основании имеющихся копий или вырезок восстановить оригинал. В-третьих, реставрацией считается перевод киноизображений с пленки, имеющей необратимые признаки разрушения, на новый носитель. В последние годы большое значение приобретают компьютерные методы обработки и реставрации киноизображений. Данный обзор, составленный на основе докладов международных конгрессов NAB и IBC и публикаций в журналах Image Technology и Cinema Technology (май 1997—январь 2000), посвящен более чем 30-летнему опыту реставрации кинофильмов в архивах США и Великобритании.

В последнее время на экранах многих кинотеатров в разных странах мира демонстрируются кинофильмы, хорошо известные десятки лет назад, например, «Лоуренс Аравийский», «Спартак», «Моя прекрасная леди», «Кинг Конг» и другие. Эти фильмы, признанные произведения киноискусства, получили «вторую» жизнь благодаря восстановлению фильмокопий в оригинальном виде, с включением сцен и планов, которые в ранних копиях отсутствовали. Кроме того, исчезли физические дефекты изображения — пятна, «дождь», случайные обрывы пленки, искажения звука, в «нужных» местах появился цвет. Достижения электронной техники позволяют полностью отреставрировать с высоким качеством оригинал и скопировать его на магнитную видеоленту для постоянного архивного хранения «эталонной копии».

Кинопленка на нитроцеллюлозной основе
Хорошо известно, что первые 50 лет существования кинематография использовала кинопленку на нитроцеллюлозной основе («нитропленку»), которая является не только горючей, но и разрушающейся со временем. Нитропленка «живет» не более 50 лет. Она может долго использоваться, если хранится в хороших условиях. Некоторые дешевые сорта кинопленки, изготовленные из древесной целлюлозы или из хлопка, разрушаются уже через 10–20 лет после изготовления. Такие пленки использовали для печати фильмокопий, предназначенных для демонстрации в течение относительно небольших периодов времени, например, новостийных роликов или кинолент о спортивных состязаниях. Многие из них сейчас представляют большую историческую ценность.
Этапы разрушения нитроцеллюлозной кинопленки показаны на рисунке. Если произошла порча кинопленки (1 и 2), то неиспорченную часть рулона можно спасти, немедленно изолировав ее и перекопировав на новую пленку. Порошок, в который превращается кинопленка, выделяет взрывоопасный газ (3, 4, 5). Иногда витки кинопленки спекаются настолько плотно, что материал становится непригоден для использования и его остается только выбросить (6). Если появились какие-либо признаки необратимого разрушения кинопленки, в интересах безопасности ее следует немедленно извлечь из хранилища и уничтожить.

Стадии разрушения кинопленки на нитрооснове:
1. Центр рулона кинопленки начинает слипаться, соседние витки прилипают друг к другу
2. Центр рулона стал клейким, образуются пузыри, появляется порошок коричневого цвета
3. Начало разрушения рулона, появляется коричневый порошок горько-соленого вкуса
4. Коробка с нитропленкой, открытая через 35 лет архивного хранения
5. Порошок можно сдуть струей воздуха
6. Рулон со спекшейся массой пленки; восстановить его невозможно

Когда нитропленка была единственным носителем кинематографических материалов, с ней обращались с необходимой предосторожностью. Для демонстрации фильмокопий кинотеатрам выдавалась лицензия, официальные органы управления постоянно проверяли соблюдение правил техники безопасности, чтобы охранить труд людей и здоровье зрителей. Правила, действовавшие в кинопроекционной, включали организацию отдельного участка перемотки, установку автоматических противопожарных шторок, падающих при возникновении огня или признаков его появления с тем, чтобы не допустить распространения огня в зрительном зале. В кинопроекторах рулоны кинопленки помещались в закрытые боксы, имеющие ловушки для огня. С помощью особых выключателей, установленных на лентопротяжном тракте, кинопроекционный аппарат останавливался при появлении пламени. Даже после замены нитроцеллюлозных пленок на триацетатные, вплоть до начала восьмидесятых годов, проекторы выпускались с противопожарными узлами и устройствами. Но даже сравнительно недавно все еще требовалось воспроизводить на экране кинокадры, сохранившиеся в архивах лишь на опасной нитропленке (например, в киноархиве вещательной корпорации ВВС).

«Безопасная» ацетилцеллюлозная кинопленка
В середине ХХ века был освоен массовый выпуск триацетилцеллюлозной (ТАЦ) пленки, имеющей более высокие эксплуатационные характеристики, чем у предшественницы, и, главное — обладающей негорючестью. По физико-механическим свойствам ТАЦ-основа является аналогом нитроцеллюлозной пленки. В 1951 г. начался быстрый переход кинематографа на безопасную пленку. Почти одновременно началось перекопирование кинофильмов с горючей основой на ацетилцеллюлозную кинопленку. Появление телевидения ускорило процесс перевода кинопроизведений на безопасную основу, и многие кинофильмы на безопасной основе направлялись в вещательную студию непосредственно с телекинопроектора.

Безопасная, но не вечная
Едва появилась ТАЦ-основа, как сложилось мнение, что кинопленки с такой основой окажутся более долговечными при архивном хранении, чем нитропленки. Поэтому кинопленки на безопасной основе стали называть «вечными». Однако время показало, что ацетатная пленка также рано или поздно начинает разрушаться. Процесс разрушения был назван «уксусным синдромом», приводящим к повышению хрупкости пленки. Без дополнительной профилактической обработки ТАЦ-пленка начинает превращаться в пыль. Впервые это явление было обнаружено в шестидесятые годы на одном из рулонов кинофильма, снятого на пленке фирмы Kodak. Рулон хранился в теплых влажных условиях без специальной защиты от влияния окружающей среды. Двадцать лет спустя эта проблема стала всеобщей. Однако, в отличие от необратимого разложения нитросоединений, при раннем обнаружении развитие уксусного синдрома на ТАЦ-пленке может быть приостановлено.
Несколько слов о кинопленке на полиэфирной основе. Сегодня много говорится о том, что проблему «вечного» хранения кинодокументов можно решить, если перейти на полиэфирную основу, имеющую срок жизни, в пять-десять раз превышающий срок гарантийного хранения ацетатной пленки. Правомерно задать вопрос: не будут ли со временем на полиэфир действовать какие-либо пока неизвестные факторы? Существует документальное подтверждение фактов (пока, к счастью, немногочисленных), что на архивных фотоматериалах, изготовленных на полиэфирной пленочной основе ранних лет выпуска, наблюдаются первые признаки порчи эмульсионного слоя.

Нитропленка может храниться век
Некоторые из нитроцеллюлозных пленок, выпущенные более ста лет назад, остаются в удовлетворительном состоянии, в то время как, например, негатив кинофильма Sunset Boulevard, снятого в 1950 г. на ТАЦ-пленке, уже начал разлагаться. Другой яркий пример сохранения ранних нитратных пленок — коллекция, помещенная в 1928 г. в шахту рудника Доусона (Северная Канада) и с тех пор забытая. Когда кинопленки в 1978 г. были извлечены из вечной мерзлоты, обнаружилось, что они прекрасно сохранились.

Враги киноархивов — микроорганизмы и катастрофы
Независимо от вида основы и эмульсии (галогенидосеребряной или с цветными красителями) существует риск появления колоний микроорганизмов (грибов). Часто органические вещества киноматериалов приготавливаются на основе желатины, являющейся питательной средой для микроорганизмов. Для их роста идеальными условиями являются повышенная температура и избыточная влажность. Хотя микроорганизмы редко полностью уничтожают изображение, продукты их жизнедеятельности оставляют пятна и точки, которые порой трудно удалить. Если обнаружено, что эмульсия населена живыми организмами и непрошенные гости могут ее повредить, то большую пользу может оказать обработка раствором подходящего фунгицида или соответствующей дозой гамма-облучения.

Разрушение человеком
Кроме рисков, идущих от Бога, причиной самых больших потерь киноматериалов является человек, который принимает неправильные решения и выполняет неверные действия. Установлено, что из всех кинофильмов, снятых до 1950 г., в полном виде сохранилась лишь половина, а из эпохи немого кино сохранилось лишь около 25% выпущенных на экраны кинопроизведений. Когда в конце двадцатых годов возник звук, сохранение немых фильмов сочли ненужным и бесполезным. Миллионы футов пленки было уничтожено или продано старьевщикам по цене содержащегося в ней серебра. Целлулоид был использован для изготовления обуви и сумок. Кроме умышленных действий человека многие менее популярные и известные кинофильмы были просто выкинуты и уничтожены из-за пренебрежения ими, так как считалось, что если у них невысокий художественный уровень, то они никому больше не понадобятся.

Кинофильмы — это ценные архивные материалы
В течение последних десяти лет ХХ столетия было построено несколько архивохранилищ для произведений киноискусства. В этих хранилищах поддерживаются лучшие условия хранения, чем в самых передовых национальных архивах. В 1992 г. студия Warner Bros. затратила 9 млн долл. (что составляет лишь около 10% затрат на производство одного кинофильма) на строительство глубоких хранилищ высокой степени безопасности (Бербанк, Калифорния). Хранилища оборудованы системой обнаружения пожара, устройствами газового пожаротушения, самым современным оборудованием для поддержания температурно-влажностных условий хранения, включая зоны «холодного» хранения для цветных негативов. Все рулоны фильмов хранятся в проветриваемых коробках; удаляемые из них пары уксусной кислоты улавливаются системой с фильтрами из древесного угля. В хранилище периодически отбираются пробы воздуха, которые направляются в автоматический газоанализатор, предупреждающий о появлении опасных летучих соединений.
В 1990 г. компания Paramount начала эксплуатацию подземного хранилища, рассчитанного на 270 тыс. рулонов кинопленки, в том числе фильмокопий своего производства. Компьютерный учет кинофондов позволяет избежать потерь, которые раньше были неизбежны из-за уязвимой карточной индексной системы и надежд на хорошую память сотрудников.
Из-за строгих правил хранения нитроцеллюлозных пленок многие студии Голливуда передали в семидесятые годы свои нитратные материалы национальным архивам, музеям и университетам. Киноархиву Калифорнийского университета (UCLA) принадлежит вторая по размерам коллекция развлекательных материалов в Америке. Этот архив был создан в 1971 г., когда студии ХХ Century Fox Paramount передали свои нитратные материалы в университет. Большинство английских кинофильмов на нитропленке закончили существование в Национальном киноархиве. Небольшое их количество (не более 12 т) хранится в Центре хранения имени J. Paul Getty Jnr. в Беркхамстеде. Главное хранилище нитропленки, включающее еще 160 млн футов (40 тыс. км) пленки, находится в Варвикшире, в изолированном районе Великобритании, когда-то использовавшемся для хранения запасных частей ядерного вооружения страны. Кинопленка хранится в 216 обособленных друг от друга подвалах, оснащенных разнообразными средствами защиты от пожара или взрыва.

Самые большие киноархивы мира

Самая большая коллекция прокатных копий кинофильмов сосредоточена в США и принадлежит Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. При регистрации прав копирайта эти копии поступают на хранение в библиотеку бесплатно, на правах обязательного экземпляра. Библиотеке также формально принадлежит коллекция Американского киноинститута.
Коммерческие кинокомпании Великобритании добровольно передают копии своих фильмов в Национальный киноархив (НКА). Некоторые компании предоставляют дубликаты мастер-копий для изготовления новых печатных копий, а другие передают «хорошие» использованные копии после выпуска кинофильма в широкий прокат.

Поиск определенного варианта или полной версии фильма
Одним из понятий, вложенных в термин «реставрация», кроме восстановления физического состояния кинопленки и профилактики сохранения высокого качества киноизображения, является восстановление первоначального вида кинопроизведения, с учетом вырезок, сделанных режиссером, оператором, продюсером, цензором или дистрибьютором. Такие реставрационные работы можно проводить лишь в тесном сотрудничестве с архивами, библиотеками и кинолабораториями, разбросанными по всему миру.
Хотя предпринимаются меры для предохранения кинофильма от вредных воздействий природного и человеческого происхождения, обнаруженная фильмокопия может быть сильно повреждена или иметь большие вырезки. Для большинства кинолюбителей вырезка обычно ассоциируется с работой цензорских ножниц, хотя резка часто производится продюсерами или дистрибьюторами, полагающими, что она может повысить шансы на успех фильма. Редактирование может быть проведено до, во время и после выпуска фильма в прокат, что обусловливает появление различных версий фильма. Сцены, независимо от ценности, часто теряются, причем порой не учитываются затраты на творческие усилия, приложенные к созданию этих сцен. Поэтому необходимо искать вырезанные куски и вернуть ценность кинофильму. Здесь большую помощь могут оказать архивы. В качестве примера можно привести фильм «Клеопатра» (1963) с Э. Тейлор. В киноархивах имеется как минимум три его версии, продолжительностью от 2 3/4 до 4 ч. Внимательное изучение первоначального сценария и поиск вырезанных кусков позволили получить фильмокопию, наиболее полно отвечающую замыслу режиссера. Вырезки хранились отдельно, и пришлось немало потрудиться, чтобы разыскать их, отреставрировать и вставить в фильмокопию, считавшуюся оригиналом.

Полный текст - в № 12 журнала "ТКТ" за 2001 год

Обратно

Hosted by uCoz