Обратно

Новости техники и технологии

Устинов В.А.
Электронный кинематограф: начальный этап массового внедрения
(сокращенный вариант)

127 установок цифрового кинематографа (ЦКМ) в 116 кинотеатрах по всему миру (на 1 сентября 2002 г.) составляют всего 0,1% от общего числа всех действующих современных кинозалов. Этот факт свидетельствует и о том, что за более чем столетнюю историю кино впервые появилась полностью цифровая альтернатива современной кинопленке. Появилось новое направление, которое может работать на современном рынке и уже вышло на коммерческий уровень.
Демонстрация цифровых кинофильмов часто сопровождается дискуссиями о параметрах цифровых средств захвата изображения. В основном имеются в виду характеристики изображения разрешением 1080 строк, получаемого с помощью видеокамер стандарта 24р HD. Поэтому необходимо дать оценку тому, что представляет собой нарождающийся рынок ЦКМ, и выяснить, какие уроки можно извлечь из уже имеющегося опыта.

Наступление цифрового кинематографа началось
Лето 2002 г. отмечено появлением и в короткий срок задействованием двух основных базисов, характерных для ранней истории ЦКМ и противодействующих друг другу. Электронный кинематограф получил большое ускорение после мировой премьеры цифрового кинофильма Джорджа Лукаса «Звездные войны. Эпизод 2. Атака клонов», которая заставила владельцев кинотеатров и некоторых сторонников ЦКМ приобрести цифровые кинопроекторы для того, чтобы показать на широком экране цифровую космическую эпопею, то есть, по словам Лукаса, «заставил их пойти по тому пути, который четко обозначился». Сильное воздействие этого цифрового фильма нельзя переоценить, и ниже приводятся некоторые данные о его демонстрации. Итак, «Звездные войны. Эпизод 2. Атака клонов»:
· Специально к премьере введено в строй 55 новых кинозалов с цифровой киноаппаратурой;
· Кинофильм демонстрировался на 105 экранах, продан в 18 стран;
· Для демонстрации применялись серверы четырех типов;
· Кинофильм распространялся на DVD-R, жестких дисках и по спутниковой связи;
· Использовалось новое проекционное оборудование m15 DLP Cinema, выпущенное фирмами Barco и Christie;
· Впервые использована система CineLink для обеспечения безопасности в тракте проектор-сервер.
Резко взятый темп сразу отметили исполнительный директор и главный инженер объединения NDC (ранее NewCo), в которое входят семь студий Голливуда. В течение полутора-двух лет NDC и ее руководители должны проанализировать стандартизацию ЦКМ и постараться достичь соответствующего соглашения между студиями. В связи с этим большинство специалистов, участвующих во внедрении ЦКМ, считают, что с помощью NDC два следующих года уйдут на выработку консенсуса по ЦКМ.
Поэтому основной вопрос состоит в том, будет ли ЦКМ процветать в переходный период или его ожидает застой, возможно, даже с отступлением на ранее достигнутые позиции. Второй, не менее важный вопрос, на который следует найти ответ: что произойдет с более широким, чем d-cinema, полем е-cinema (распространившим свое влияние почти на все направления ЦКМ, начиная от цифровой рекламы в кинотеатрах до альтернативной демонстрации на большом экране спортивных состязаний, концертов поп-звезд и бродвейских театральных постановок). Ниже рассматриваются оба вопроса.

Оборудование
Сегодня существует лишь одна модель сервера, которая может реально способствовать внедрению в жизнь цифровых кинотехнологий. Доминирование фирмы QuVis было поколеблено появлением серверов, разработанных фирмами Avica, EVS, Grass Valley Group (GVG) и Qualcomm’s AMS. Но это означает и то, что новые мастер-оригиналы цифровых кинофильмов будут выпускаться в трех стандартах, несовместимых между собой.
Цифровой кинематограф переживает конкуренцию между компаниями Technicolor Digital Cinema (далее — TDC) и Boeing Digital Cinema (далее — Boeing), порожденную разными подходами к оплате оборудования в обмен на «оплату услуг» от владельцев кинотеатров в виде процента от кассовых сборов. Третий игрок на этом поле, компания Kodak Digital Cinema, занял выжидательную позицию до тех пор, пока не разработает собственную полностью цифровую систему, базирующуюся на технологии D-ILA компании JVC, стоимостью около 100 тыс. долл. на один кинозал. Произойти это должно в 2003 г.
TDC считается первым лидером в этой гонке, у нее более 40% всех экранов ЦКМ в Северной Америке, тогда Фирма Boeing Digital Cinema серьезно заявила о себе в мае 2002 г., начав интенсивно проникать на рынок цифровой передачи полнометражных художественных кинофильмов в кинотеатры многих стран мира. Затраты за доставку кинофильмов на пленочной основе в год составляют во всем мире более 2 млрд долл., доставка тех же киноматериалов в электронном виде в 4–5 раз дешевле. Для доставки кинофильмов в цифровом виде фирма Boeing использует ту же технологию, которая в течение ряда лет применяется для доставки материалов обеспечения национальной безопасности в правительственные органы США. При этом задействовано три основных способа передачи данных: через спутники, волоконно-оптические линии связи или с помощью пересылки физических носителей (например, DVD). Фирма предлагает интегрированное решение доставки данных, начиная от студии, в которой производится съемка, и заканчивая кинотеатрами на местах (рис. 1).

Рис.1. Схема доставки цифровых кинофильмов в кинотеатры

Процесс доставки кинофильма состоит из нескольких этапов. На первом этапе изображения оцифровываются на кинопленке, сжимаются и шифруются, на втором этапе данные на физическом носителе или по волоконно-оптическому кабелю передаются в Центр управления сетями. В этом Центре файл форматируется и перешифровывается для передачи (тип передачи файла обусловлен требованиями заказчика). Защита данных обеспечивается многослойным шифрованием данных и «опережающей коррекцией ошибок». На третьем этапе полученный кинотеатром файл обрабатывается в сервере Boeing (рис. 2), оценивается точность передачи данных. В следующем сервере (видеосервере) производится декомпрессия данных с одновременной их передачей на один или несколько цифровых проекторов. Окончательное дешифрование происходит в проекторе непосредственно перед проекцией изображения на экран.

Рис. 2. Сервер фирмы Boeing Digital Cinema

Несколько иная ситуация в Европе, где фирмам TDC и Boeing принадлежит только по одному кинозалу (оба в Лондоне), а 85% кинозалов являются независимыми. Это частично отражает нежелание компаний TDC и Boeing расширять на ранней стадии свое присутствие за пределами рынка США, и вместе с тем их стремление сузить возможности европейских владельцев кинотеатров в развитии цифрового кинематографа.
В Латинской Америке и Азии свои участники гонки в ЦКМ. В Бразилии это — TeleImage (с владельцем сети кинотеатров UCI), в Японии — консорциум Toei’s T-Joy; в Китае действует цифровая сеть, принадлежащая государству. Единственный заметный игрок в Европе, компания Elsacom, запустила свою сеть E-Screen.
Более половины всех цифровых киноэкранов в мире расположено в Северной Америке, и, за исключением четырех из них, все они находятся в США. Азия на втором месте. Ей принадлежат 22% мирового рынка, и это благодаря усилиям компаний Toho и Toei в Японии, а также правительства Китая.

Европа на третьем месте, у нее 16% всех цифровых кинозалов, а Великобритания считается государством, наиболее обеспеченным цифровыми кинотеатрами — здесь их пять. В Латинской Америке и Австралии пять и один электронных кинотеатров соответственно. Цифровые экраны полностью отсутствуют в странах Африки и Среднего Востока.
Распределение цифровых экранов в США повторяет обоснованные демографически и традиционные схемы размещения кинотеатров/мультиплексов. Поэтому неудивительно, что Калифорния возглавляет список, так как этот штат является наиболее населенным. Каждый третий цифровой кинозал в США расположен в Калифорнии (22 из 70), поэтому, видимо, близость студий Голливуда можно считать важным фактором внедрения цифрового кинематографа. В городской зоне Лос-Анджелеса насчитывается девять цифровых экранов, больше, чем в любом другом штате.
Ожидается, что США сохранит мировое лидерство по общему числу цифровых кинозалов, несмотря на усилия, предпринимаемые двумя ведущими провайдерами подобных услуг (Boeing и TDC).

Видеосодержимое (контент)
Стоимость изготовления цифрового оригинала остается самой большим препятствием для оцифрования большинства фильмов, снятых на кинопленке. (Существует небольшой промежуток времени между завершением окончательной редакции фильма и датой выхода его на экран.) Расходы на изготовление мастер-оригинала и его доставку значительно превышают 100 тыс. долл. При этом необходимо учитывать, что демонстрация кинофильма в цифровом виде будет осуществляться не более чем на 100 киноэкранах.
Большая часть кинофильмов, показываемых в цифровом виде, снята на 35-мм кинопленке и с помощью телекинодатчика переведена в электронный вид. Далее, кинофильмы, при создании которых использовались цифровые методы обработки (например, киноанимация или компьютерная анимация перед постпроизводством переводилась в цифровой вид; затем в цифровой вид переводились кинофильмы, снятые в стандарте HD 24р), к настоящему времени практически все выпущены в цифровом стандарте. Соотношение числа кинофильмов, снятых на 35-мм кинопленке, к числу кинофильмов, снятых с использованием цифровых технологий, приблизительно составляет 20:1.
Неудивительно, что легче и дешевле создать цифровой мастер-оригинал для распределения (DCDM) из киновидеоматериала, первоначально снятого не в аналоговом виде, а в цифровом. Технология, предусматривающая использование цифрового промежуточного оригинала (digital intermediate — DI) для постпроизводства кинофильма на 35-мм кинопленке, в Голливуде достаточного распространения не получило. Но некоторые признаки указывают на то, что положение может измениться в 2003–2004 гг., это вселяет надежду, что выпуск цифровых фильмов в последующие два года увеличится.
Малочисленность электронных кинозалов в отдельных странах Европы может частично объяснить те трудности, с которыми сталкиваются европейские кинофильмы при выходе на рынок за пределами своего континента. Тенденция все больше углубляется, так как Европа является новичком как в области цифровой кинематографии, так и в использовании DI в постпроизводстве. По сведениям американских киноаналитиков, в настоящее время нет информации, свидетельствующей о том, что в ближайшем будущем в Европе появятся новые кинопроизведения, которые будут демонстрироваться в цифровом виде.
Только студия Disney владеет цифровыми кинозалами, в них она поставила несколько фильмов сразу после цифровой демонстрации фильма «Звездные войны 1». Студия в 2001 г. сократила выпуск фильмов на экраны, но по-прежнему остается единственной студией, выпустившей в течение нескольких последних лет более 90% всех фильмов, доступных в цифровом виде.
Студия Miramax выпустила три фильма, но начала проявлять высокую активность в ЦКМ еще в 1999 г., когда она освоила производство цифровых кинофильмов с помощью JVC-проекторов. Студии Sony и Однако такие киногиганты, как Paramount и New Line, не выпустили ни одного цифрового фильма, правда, на студии New Line к концу 2002 г. намечено выпустить один цифровой кинофильм.
За пределами США заметную активность в цифровом кинопроизводстве проявляют компании TeleImage (Бразилия) и Toei (Япония). Лидером является Toei, выпустившая четыре фильма, но более активной следует признать компанию TeleImage, так как на протяжении всего полугода она выпустила три фильма в цифровом виде.

Перспективы развития цифрового кинематографа
Темпы освоения цифрового кинематографа характеризуются низкими показателями, но заметно несколько всплесков роста в более широком поле е-cinema. Рынок должен быть условно разделен на три самостоятельных, хотя и взаимосвязанных, направления :
– альтернативное видеосодержимое (контент) (спорт, музыка, театральные постановки, ТВ, платное ТВ);
– альтернативное использование (корпоративное, учебное, игровое, интерактивное);
– альтернативное место просмотра (клуб, школа, общественный центр, паб, городской зал).
Развивается создание рекламных объявлений в цифровом виде, которые часто представляются как предварительное цифровое шоу.
Существующие 35-мм кинотеатры и мультиплексы уже практикуют альтернативную эксплуатацию экранов, часто предоставляя их на утренних и дневных сеансах для корпоративного использования и, в меньшей степени, для демонстрации учебных киноматериалов. В Бельгии сеть кинотеатров Kinepolis с выгодой для себя реализует многочисленные IPO (первоначальные государственные предложения), так же, как это делает центральный мультиплекс в Брюсселе.
Но ожидается, что рынок расширится благодаря интерактивному использованию кинотеатров и особенно демонстрации азартных игр на большом экране. Эксперимент пан-европейского владельца кинотеатров UCI в своем кинотеатре Filmworks в Манчестере доказал, что игры могут привлечь народ в мультиплексы, прибыль принесут спонсорские события или даже простая продажа билетов. В среднем западно-европейские мужчины в возрасте от 12 до 25 лет в 2001 г. уделили вдвое больше времени интерактивным программам (например, играм), чем посещению кинотеатров. Кинотеатры очень интенсивно пробиваются на рынок интерактивных игр.
Если, в соответствии с вышесказанными доводами, можно сказать, что цифровой кинематограф находится в состоянии неопределенности, то такое определение нельзя отнести к области е-cinema, с альтернативными сетями, альтернативным видеосодержимым и альтернативным использованием, широко распространенными по всему миру. Из этого следует, что темпы наступления цифрового кинематографа Голливуда могут заметно снизиться.

Полный текст - в № 12 журнала "ТКТ" за 2002 г.

Обратно

Hosted by uCoz